Доля строительства в мировом ВВП по разным оценкам составляет от 6 до 12 %, в российском – 5,8 %, а в ВРП республики – 7,5 %. Для транспорта, соответственно, эти цифры: до 9 % в мире, 7,1 % в России и 6,1 % в Башкортостане.
Для нашей республики, которая является одним из самых крупных по площади регионов европейской части России, решение вопросов развития строительства и транспорта критически важно.
Центром транспортной сети республики является Уфимский транспортный узел, к которому подходят пять радиальных железнодорожных направлений, а также автомобильные дороги федерального значения: М-5 «Урал», М-7 «Волга» и Р-240 «Уфа–Оренбург».
Всего автомобильных дорог в Башкортостане почти 50 тыс. км. Это второе место в России после Алтайского края. Дорожная сеть продолжает расти и развиваться. В том числе за счёт федеральных объектов, например, трассы М-12, которая объединит экономические центры России с Китаем и Средней Азией; и за счёт наших собственных крупных инфраструктурных проектов, например, объекте «Восточный выезд из Уфы на федеральную автодорогу М-5 «Урал».
Важным направлением является проведение транспортной реформы в крупных городах республики. Это включает как развитие дорожной сети, модернизацию транспортного парка и внедрение инновационных подходов. Например, мы не только взамен морально устаревших и изношенных «пазиков» ввели в эксплуатацию более 1000 новых автобусов, но и внедрили единую транспортную карту «Алга».
Для транспортного комплекса актуальна проблема импортозамещения. Мы такую работу начали давно. Но, поскольку создаваемый с компанией «КАМАЗ» промышленный технопарк «Мастер» не покроет всю потребность, мы работаем над локализацией производства совместно с белорусской компанией «Амкодор».
Только в этом году на обновление коммунальной и дорожно-строительной техники в бюджете мы предусмотрели почти 1,5 млрд рублей. Приобрели 239 машин, из которых более половины (132) – белорусского производства. Вчера мы обсуждали вопросы расширения сотрудничества в этой сфере. Оцениваемая потребность до 2024 года - 730 единиц техники на сумму около 7,5 млрд рублей.
В сфере железнодорожного транспорта мы начали развивать скорые перевозки пригородным железнодорожным транспортом. Например, запустили скорый «Южный экспресс» на котором можно проехать по маршруту Уфа-Оренбург.
Если говорить об авиатранспорте, то мы ввели в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс, соответствующий мировым стандартам обслуживания. Это увеличило пропускную способность аэропорта до 2 тыс. человек в час. Сегодня на долю аэропорта «Уфа» приходится около 30% пассажирских перевозок воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе.
Развитие речного транспорта. Грузовая навигация по нашим рекам – Белой и Уфе ежегодно возрастала (в 2020 году 1,5 млн. тонн, в 2021 году – 2 млн. тонн). Важным фактором стало то, что несколько лет назад «Росморречфлот» принял решение постепенно увеличивать гарантированную глубину главной реки Белой, что открывает морской грузовой путь из республики за границу. Следующим шагом должно стать восстановление грузового речного порта Агидель. Порт позволит повысить экспортный потенциал регионов России через выход судов в Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Высокую заинтересованность участия в этого проекте проявляют наши иранские партнеры.
Развитая транспортная сеть создаёт условия для развития придорожного сервиса. Сейчас у нас уже около тысячи таких объектов. В фазе реализации находятся 88 крупных проектов с объемом инвестиций около 10 млрд рублей. До 2024 года мы удвоим общее количество объектов.
Особенно важным является налаживание четкого взаимодействия всех видов транспорта. Мы хотим сформировать интегрированную транспортную сеть, включающую аэропорты, порты, железнодорожные и автобусные станции, автостоянки и остановочные комплексы. Использование единого проездного билета «Алга» и продвинутых интернет-сервисов для получения пассажирами информации о маршруте в режиме реального времени даёт возможность организации мультимодальных перевозок – экономически эффективных и комфортных для граждан.
Если говорить о строительстве, то выделяются несколько существенных аспектов. С некоторых пор мы живём в новой реальности и научились справляться с её вызовами: с 2020 года мы реализовали четыре пакета мер поддержки региональной экономики стоимостью более 90 млрд рублей. В апреле этого года мы приняли План первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики. В него вошло более ста пятидесяти мер на сумму свыше 54 млрд рублей. Около половины суммы пойдёт на поддержку строительной отрасли.
Кроме того, в республике инициирован проект «Экосистема рынка жилья и ипотеки». Мы станем первым регионом России, полноценно реализовавшим так называемое «ипотечное меню». Мы используем и федеральные финансовые инструменты для поддержки строительной отрасли. Например, «Инфраструктурное меню», благодаря которому для Башкортостана был одобрен инфраструктурный бюджетный кредит в размере 19,6 млрд рублей. Благодаря этому мы начали два масштабных проекта – «Южные ворота Уфы» и «Комплексное развитие Нефтекамска», результатом которых станет ввод 6,5 млн кв. м жилья. Помогает и федеральная программа «Стимул», в рамках которой до 2024 года предусмотрено строительство двадцати одного объекта на сумму почти в 13 млрд рублей.
Важным фактором являются новые технологии. В республике мы начинаем активно использовать BIM-технологии на всём жизненном цикле объектов. В частности, Управление капитального строительства республики совместно с компанией «Аскон–Уфа» в опытном режиме эксплуатирует систему «Pilot-BIM». В семнадцати организациях внедрены системы «Pilot ЛОЦМАН» и «Renga».
Решение административных вопросов. Ни для кого не секрет, что маржинальность в строительной отрасли немало связана со сроками оформления документации. Зачастую эти сроки превышают сроки самого строительства.
Своего рода экспериментом в этой области стало строительство антиковидных госпиталей в 2020 году. В ситуации, когда система была полностью мобилизована, а сроки оформления документации уменьшены для предела, удалось запустить полноценный инфекционный госпиталь в рекордные 55 дней. Прецедент заставил задуматься о системном решении этого вопроса. Сегодня республика входит в пятёрку регионов, внедривших государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, в результате которой сроки согласования документации по планировке территории снижаются не менее чем на 30%.
Кроме того, мы вводим суперсервисы для инвесторов - для получения земли в аренду, а также по линии жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. В итоге, например, со 150 до 40 дней сокращены сроки подключения к электросетям. Это одна из лучших практик в России.
Башкортостан стабильно занимает ведущие позиции по объёмам ввода жилья. Мы ожидаем, что в этом году, как и в прошлом, достигнем рекордного для нас уровня в 3 млн кв. м жилья. К 2030 году целевой ориентир для нашей республики - 4 млн. кв. м.
По материалам https://pravitelstvorb.ru/ru/press-office/news.php?ELEMENT_ID=57336