Сразу несколько пунктов облегчают работу инспектора по выявлению нарушителей. Например, скрытое патрулирование на автомобиле без цветографических схем теперь допускается даже в гражданской одежде. Проще говоря, патрульные становятся совершенно неотличимы от обычных граждан.
Но есть несколько оговорок: во-первых, решение об этом принимают не инспекторы, а руководители территориальных органов МВД России. Во-вторых, скрытый патруль не может провоцировать водителя на нарушения (скажем, ехать нарочито медленно в зоне запрещенного обгона). Ну и, в-третьих, «тайная полиция» лишена права останавливать участников движения. Для этого скрытый патруль держит связь с другими нарядами ДПС (или просто полицейскими), которые имеют возможность тормозить нарушителей.
При скрытом патрулировании инспекторы могут выявлять ряд классических нарушений, включая превышение скорости, выезд на встречную полосу, непропуск пешеходов и так далее. Также им разрешено фиксировать факты опасного вождения — это явная заготовка под новый КоАП РФ, в котором за подобное предусмотрен штраф 5000 рублей (в нынешнем административном кодексе нарушение не наказывается). Для фиксации правонарушений инспекторы могут использовать не только специализированные регистраторы, но также и прочие устройства, в том числе смартфоны или видеокамеры, записи которых можно приобщать к делу. Допустимо использование авиации, и помимо экзотики (дирижабли, аэростаты) инспекторы вправе применять беспилотники, например, квадрокоптеры.
Нынешний регламент запрещает прятать патрульный автомобиль при надзоре за движением. Новый порядок делает послабление: если участок аварийно опасный, патрульную машину можно располагать в местах с ограниченной видимостью, например, за изломами рельефа или поворотами дороги.
Наконец, новый порядок окончательно разрешил остановку водителей для рутинной проверки документов. Регламент 2017 года предписывает делать это только в трех случаях: при выявлении признаков нарушения ПДД, наличии ориентировок или проведении спецмероприятий. То есть инспектору требовалось пусть формальное, но обоснование причины остановки. Новый порядок разрешает в качестве такой причины указывать проверку документов. Новый регламент получился более компактным, что связано с разделением двух сфер контроля: за безопасностью дорожного движения в целом (включая техническое состояние автомобиля) и конкретно за соблюдением ПДД. Автоэксперт и автор книги «Я всегда прав на дороге» Юрий Панченко напоминает, что в июле прошлого года состоялась глобальная реформа законодательства в области государственного надзора во всех сферах, включая и дорожно-транспортную.
— В результате в сфере безопасности дорожного движения надзор разделился на два слоя: это федеральный государственный контроль в области безопасности дорожного движения и надзор за соблюдением участниками движения Правил, — говорит он. — Что касается первого, то речь о контроле за техническим состоянием транспортных средств, за пунктами техосмотра и так далее: предмет этого надзора подробно описан в пункте 3 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения». Что касается второго, то никакого документа, регламентирующего непосредственно дорожный контроль, не было, что привело к парадоксальной ситуации: полиция де-факто потеряла право осуществлять надзор за соблюдением ПДД.
Нынешний документ, который идет на смену действующему с 2017 года административному регламенту ГИБДД, должен заполнить этот пробел.
https://ufa1.ru/text/auto/2022/06/06/71386580/
Фото: https://sun9-9.userapi.com/