Подписывайся на нас в Телеграм-канале
Все новости
Культура
11 Ноября 2023, 10:05

«Олячи» — смелые, вольные, свободные

В селе Бижбуляк на средства гранта Президента Российской Федерации при поддержке Президентского фонда культурных инициатив создана этностудия «Олячи»

«Олячи» — смелые, вольные, свободные
«Олячи» — смелые, вольные, свободные

Россия — многонациональная страна, на ее территории проживает более двухсот различных народностей, каждая из которых обладает уникальной культурой и языком. Мордва — колоритный народ России, с богатым культурным наследием. Представители мордвы значительной своей частью проживают в Мордовской Республике, Самарской, Оренбургской и других регионах РФ. Культура и традиции мордвы имеют вековую историю, многие обряды основаны на язычестве.
В нашем районе есть люди, у которых в жилах текла и течет кровь мордовских предков. С целью возрождения, сохранения и популяризации яркой и самобытной национальной мордовской культуры в селе Бижбуляк на средства гранта Президента Российской Федерации при поддержке Президентского фонда культурных инициатив создана этностудия «Олячи».
Об истории создания проекта, деятельности этностудии и дальнейших ее планах рассказала начальник отдела культуры, молодежной политики, спорта и взаимодействия с общественными объединениями администрации Бижбулякского района Елена Павловна Арефьева.
— История создания проекта началась с формирования мордовского коллектива из работников администрации для конкурса. Каждый год у нас в районе проходит конкурс художественной самодеятельности среди трудовых коллективов. И на тот год для нас стояла задача: продемонстрировать все национальности, проживающие на территории нашего района. У нас в администрации были коллективы татарские, чувашские, башкирские, а мордовского коллектива изначально не было. Но потом мы посчитали и оказалось, что у нас в коллективе четыре человека имеют мордовские корни. Так и родилась идея создать мордовский коллектив. Нашли руководителя и начали репетиции для участия в конкурсе. А уже после окончания конкурса у нас появилось желание продолжить деятельность коллектива и не просто петь мордовские песни, а вести, в некоторой степени, просветительскую деятельность: самим лучше узнать мордовскую культуру — историю народа, литературу, обрядовую культуру, прикладное творчество, национальную кухню, найти единомышленников и поделиться с ними своими знаниями. Опросы показали, что этническая мордва села Бижбуляк очень редко говорит на родном языке, практически не знает народных песен, ремесел, истории народа. Так и родился проект «Этностудия «Олячи».
И как раз в это время проходил конкурс на предоставление грантов Главы Республики Башкортостан на сохранение и развитие государственных языков и языков народов Республики Башкортостан. Но, к сожалению, мы не прошли по конкурсу. Вначале, конечно, расстроились, но мы не сдались и решили не отступать от этой идеи. Был еще один конкурс «Фонд президентских грантов». Немного поменяли концепцию проекта и подали заявку, но не набрали нужного количества баллов. Как говорится, Бог любит троицу. Снова подали заявку в Фонд поддержки культурных инициатив. И проект вошел в число победителей конкурса. Мы получили грант в размере 499 тысяч рублей.
В команде проекта пять человек. Я — руководитель этого проекта, за мной стоят задачи по взаимодействию с партнерами проекта, планирование и координация работ в этностудии. Ирина Александровна Данилова развивает направление по прикладному мордовскому творчеству. Направление, по которому несет ответственность Надежда Воронцова, — мордовская национальная кухня. Ольга Викторовна Данилова — вокальное творчество.
1 августа начали реализацию этого проекта, создали условия для деятельности этностуидии: закупили музыкальные инструменты (на основе этих музыкальных инструментов сами создали этнический музыкальный инструмент — люляма), провели большую исследовательскую работу, совместно с художником, Заслуженным работником культуры Республики Башкортостан Анной Галиевой создали костюм по мотивам костюма молодой эрзянки начала XX века заволжской группы мордвы, провели комплекс мероприятий по привлечению в студию жителей села Бижбуляк. Главный партнер проекта — Бижбулякский Дворец культуры. Здесь мы проводим еженедельные занятия, участвуем в культурно-массовых мероприятиях, делаем выставки.
Название студии «Олячи» на мордовском означает «воля», «свобода». Из древности идет, что у мордвы почти все божества связаны с женщиной: Вирьава — мать-покровительница леса, Ведьава — покровительница воды, Модава — покровительница земли, Толава — покровительница огня и др. И в большинстве мордовских семьей до сих пор преобладает матриархат. И у нас в коллективе женщины сильные, смелые, вольные, свободные, поэтому решили дать такое название.
Мы пригласили к нам в проект уникальную женщину, замечательную певицу, специалиста в области народного пения (она тоже родом из нашего района, из села Каменки) Зинаиду Тимофеевну Крылову. Два месяца она занималась с нами вокалом. В репертуар коллектива вошли аутентичные произведения — мордовские песни деревни Кожай-Максимово Белебеевского района. Мы ей очень благодарны, что нам помогла, пришла в наш проект. Она создала серьезную базу. Не все студийцы владеют мордовским языком, много людей, которые понимают мордовский язык, но не разговаривают на нем. Зинаида Тимофеевна долго работала с нами и над проговариванием слов. Для многих это очень сложно. На этапе подготовки заявки в разные фонды я изучала статистику по численности мордвы. И по переписи населения с 2011 года к переписи 2021 численность мордвы на 30% по всей России уменьшилась. Мордва и в нашем районе сильно ассимилировалась. Сейчас в нашей этностудии уже 17 взрослых и трое детей. Планируем, что коллектив будет дальше расширяться как взрослая группа, так и детская. Мы надеемся, что эти дети станут продолжателями жизни мордовской культуры.
В этностудии изучаем прикладное искусство. У нас есть уникальный элемент национального костюма, это женское поясное украшение, на котором разные орнаменты и линии из бисера, называется он пулай (пулагай, пулакс). Количество рядов бисера на пулае говорит о годах девичества (прожитых лет до замужества) его обладательницы. Планируем воссоздать нагрудное женское украшение сюлгамо и накладной карман — лакомник. А также в планах разрабатывать женские национальные украшения. Вот такие интересные вещи мы изучаем и передаем это студийцам.
Помимо этого, мы в студии осваиваем национальную кухню. Есть некоторые уникальные элементы, которых в других национальностях нет. Например, наше национальное блюдо цёмары — сало, завернутое в тесто. У нас уже был мастер-класс по национальной кухне, а также мы презентовали свою кухню в рамках праздничного мероприятия, посвященного Дню Республики.
В наших планах — изучение истории культуры мордовского народа. Недавно связались с библиотекой имени А.С. Пушкина в Республике Мордовия и договорились, что у нас будут совместные онлайн-мероприятия, чтобы познакомить студийцев с мордовскими эпосами, разобрать их вместе, познакомить со знаменитыми деятелями культуры мордвы. Кстати, основатель мордовского букваря — уроженец Республики Башкортостан из Кармаскалинского района Авксентий Филиппович Юртов. Для моих студийцев будет важно побывать на земле мордовского просветителя.
Хотим провести различные праздники, такие как Рождество в мордовском стиле, и пригласить все национальности, которые у нас есть в районе, познакомить их со своей культурой. По результатам познавательной деятельности планируем сделать выставку народных промыслов и ремесел, сделанных руками студийцев. 16 апреля 2024 года у нас будет проходить праздник, посвященный Дню мордовских языков, так как мордва это несколько этносов: эрзя, мокша, шокша.
Мордовские песни никого не оставляют равнодушными. Недавно наш коллектив «Олячи» стал лауреатом первой степени Республиканского конкурса «Многоцветие талантов».
Это — культурно-образовательный проект. Мы изучаем сами и рассказываем людям о мордве. Мы ориентированы на то, чтобы всех познакомить с нашей национальностью, культурой, чтобы мордва была тоже узнаваемой в Бижбуляке.
Записала Неля САБАХОВА.
Фото из личного архива Елены Арефьевой.

«Олячи» — смелые, вольные, свободные
«Олячи» — смелые, вольные, свободные
Автор:Наиля Сабахова 
Читайте нас: