Как отмечает организатор конкурса, председатель жюри, этнограф Салима Усманова, конкурс направлен на сохранение, популяризацию традиционных ценностей, воплощенных в национальном костюме, интеграцию этнических элементов в современную моду и укрепление межнациональных связей. Также целью данного конкурса является сохранение интереса у населения к созданию национального костюма, открытие новых имен талантливых мастеров, работающих в этом направлении.
В конкурсе приняли участие 42 талантливых модельера, дизайнера одежды не только из республики, но и из регионов России и стран ближнего зарубежья.
На конкурсе дизайнерские изделия были презентованы по трем направлениям: «Детская одежда — реконструкция», «Авторская интерпретация детского костюма», «Аксессуары национального детского костюма — реконструкция».
— Сначала в онлайн-формате был отборочный тур. Так получилось, что мы попали на конкурс в самые последние дни, — говорит Ирина Ирековна Аглеева, руководитель образцовой студии моды «Булавка» Бижбулякского Дворца культуры. — Конкурс международный, но в номинации «Детская одежда — реконструкция» в основном были башкирские изделия. Наша номинация — «Авторская интерпретация детского костюма», так как в Бижбуляке преобладает чувашское население, к нам обратились с просьбой выставить именно чувашские костюмы. Как и традиционные национальные костюмы, платья мы сшили из льна. Орнаменты на платьях тоже исконно чувашские. В орнаменте одного из платьев преобладает не просто красный цвет, а бордовый, сделала чистый монохром, где присутствуют два цвета — бордовый и черный.
Сила рода — так называется древний чувашский орнамент. Именно он изображен на платьях, сшитых Ириной Аглеевой. Изучая детские народные костюмы, мастерица узнала, что вышивки присутствовали только у детей из богатой семьи. Но во всех костюмах были полоски, если полоска двойная, то это означало, что у ребенка есть оба родителя, а если одна, то ребенок сирота. Раньше с помощью орнамента показывали социальный статус человека.
— На одном из платьев сделала нагрудные узоры-обереги «кeске». Согласно народным поверьям, эти узоры защищали владелицу рубашки от злых духов. Изучение национального костюма для меня было важным. Во втором платье совместила традиционное с современным. Это уже моя авторская интерпретация. Девочкам-моделям тоже было очень интересно. Более народный костюм был на девочке-чувашке, а более современное платье на девочке-татарке. Даже характер девочек помог преподнести эти платья на сцене. От них очень многое зависело. Большая благодарность организаторам конкурса, что всем детям, которые участвовали в конкурсе, дали подарки, пакеты со сладостями. Для них это тоже было радостным событием. Чувашских костюмов на конкурсе не было, мы были единственные. Приятно, что нашу работу высоко оценили и присудили первое место, — рассказывает о конкурсе Ирина Аглеева.
Записала
Неля САБАХОВА.
Фото из личного архива Ирины Аглеевой.