Подписывайся на нас в Телеграм-канале
Все новости
Общие статьи
19 Августа 2023, 10:05

Село встречает юбилей

Как и у каждого села, у Каныкаево, которое граничит с оренбургскими степями, своя богатая история

Село встречает юбилей
Село встречает юбилей

Старое Каныкаево располагалось недалеко от нынешнего села, чуть в стороне от излюбленного места отдыха местного населения — сероводородного источника. Мое родное село упоминается в кубаире «Идеукей и Мурадым».
Как пишет известный ученый, кандидат исторических наук, исследователь историй сел и деревень Башкортостана Анвар Асфандияров, село основал человек по имени Каныкай. Земли башкир рода Куль-иль-мин протянулись вплоть до реки Ток. Как указано в документах, сотник Каныкай Азнагулов со своими сыновьями Торсынбаем, Ильчибаем, Алчинбаем и их родичами 31 мая 1756 года продал часть башкирских земель заводопромышленнику М.С. Мясоедову.
По данным переписи 1795 года, в селе насчитывалось 105 жителей, а в 1816 году — уже 220. Увеличению численности населения способствовали и приезжие. Сюда переселились десять семей из девятого кантона Оренбургской области (1816 год). В конце XVIII века село состояло из
78 дворов, где проживали 324 человека. Основным занятием жителей было скотоводство, особенно много было коневодов, занимались также земледелием.
Согласно архивным материалам, в 1843 году 324 жителя сеяли восемь пудов ржи и 665 пудов пшеницы. В 1917 году 166 хозяйств имели собственную землю (1260 десятин), 44 семьи — четыре десятины, 52 семьи — 10, 22 семьи — 15 десятин. Лишь около двадцати хозяйств не занимались земледелием. В то время наши предки вели кочевой образ жизни, выезжали на летние стойбища, ставили юрты на берегах рек Якшибике и Салима. По воспоминаниям старожилов села, в старом Каныкаево были две длинные улицы, медресе, село украшала мечеть с полумесяцем. Там хранилось много печатных и рукописных книг.
Много горя сельчанам принесла русско-японская война 1904—1905 годов. Поскольку срок службы в царской армии составлял до 12 лет, отправляя мужчину в армию, семья лишалась рабочих рук. В Империалистическую войну 1914 года были мобилизованы Азгам Багаманов, Имамутдин Султанов, Мурзахан Исхаков, Аллабирде Лутфрахманов, последние двое попали в плен и работали на мельнице у немецкого богача.
Численность населения росла от ревизии к ревизии. Что касается состава жителей деревни, были и бедные, и середняки, и богатые. В 1917 году Временное правительство провело «Всероссийскую сельскохозяйственную перепись населения», по которой, например, Ахметфазыл Галлямов-бай имел несколько домов, крупный рогатый скот, маслобойню. Гафаровы держали лошадей, верблюдов, коров, разводили пчел. Валиулла Бахтияров владел магазином, Шайхлислам Гайсин, Фатхлислам занимались коневодством, торговлей лошадьми. У Бурангула Исламова также имелись просторный дом, каменный склад, полуторка, маслобойня. По данным переписи 1920 года, обрабатываемая земля составляла 577 десятин, лошадей было 395 голов, коров — 248, овец — 329, коз — 44, птицы — 999, пчел —22 ульи. Были земледельческие орудия труда: четыре плуга, 57 железных плугов,
177 борон, по одной единице зерноуборочной машины (лобогрейка, жнейка), две зерноочистительные машины (веялки), четыре маслобойни.
Начало двадцатого века было очень тяжелым для нашей страны. Революция, Первая мировая война, беспрестанная борьба за власть... Вдобавок в 1921 году была сильная засуха, и этот страшный голодный год для страны не обошел стороной и каныкаевцев. В 1921—1922 годах население села сильно уменьшилось, быт и состояние у скотоводов было плачевным, скот был истреблен, не было лошадей для обработки земель, орудий труда для посева. По данным «ревизских сказок», в 1917 году численность населения составляла 977 человек, в 1920 году — 881, в 1926 году — 616.
В этот период село претерпело значительные изменения. С намерением построить новую жизнь односельчане решили переехать на левый берег реки. В 1923 году река Дема сильно разлилась. Переселение давалось с трудом. Разборка дома, построек, перевозка их на длинных телегах на лошадях, восстановление на новом месте, перегон скота — все это требовало больших усилий. Сначала вбивали колышки на месте будущего дома, а потом по жребию каждая семья занимала свое место. При этом надо было успеть обрабатывать и засеять землю. К 1925 году на новом месте обосновались 45 семей.
В 1926 году был образован Каныкаевский сельский совет, в который вошли старое Каныкаево, Биккулово и Кызыл-Каныкаево, а сельсовет относился к Зильдяровской волости. В этот период в новой деревне в 46 домах проживало 168 человек, а в старой в 92 домах — 451 человек.
В 1928 году в селе было создано первое ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли), руководителем «Торыма» был избран Исенбай Кунаккулов. Земля, выбранная нашими предками, была плодородной, ее природа — прекрасной: озера Аккош, Кайнау, Корманлы, Ташлы, Торым, осиновый лес и по сей день украшают деревню.
В стране началась коллективизация. В 1929 году каныкаевцы объединились в колхоз «Салават», в который вошли 22 хозяйства. Лошадей, коров, кур сельчан собирают в единое хозяйство. Хозяйство колхоза располагалось в каменных и деревянных постройках. Руководителем колхоза «Салават» был избран человек с передовыми взглядами Давлетбай Ибрагимов. Вот они первые колхозники:
И. Первашев, И. Махиянов,
К. Ибрагимов, Р. Исламов,
Х. Суфиянов, К. Нугуманов,
Г. Багаутдинов, М. Губайдуллин, З. Валиев, Х. Сайфутдинов, Р. Булатов, К. Шарипов,
Г. Сафиуллин, А. Сафиуллин, М. Хусаинов, К. Латыпов, К. Султанов. В организации коллективного хозяйства большую активность проявляла комсомольская молодежь. В этот период в селе были созданы три коммунистические партийные ячейки. Секретарями были избраны Хабетдин Абдрахманов, Канафия Султанов, Хуснутдин Сайфутдинов, которые даже в самых тяжелых условиях решали важнейшие вопросы.
Поступление первых тракторов, машин стало большим событием в колхозной жизни. В 1930 году выпускница Белебеевских курсов трактористов Амина Шангареева привезла трактор «Фордзон-1», встречать который вышли всем селом. Через некоторое время в колхоз был доставлен колесный трактор марки ЧТЗ.
В 1932 году колхоз «Салават» был разделен на два хозяйства: «Дунай» и «Юлай», которые затем в 1934 году вновь объединились в «Красную Башкирию» до 1949 года.
Советская власть заботилась об укреплении материальной базы колхоза. На состоявшемся в январе 1933 года объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП (б) было принято решение о создании МТС. В колхоз поступили молотилки, лобогрейные комбайны, косилки. Через трудности и испытания хозяйство начинает восстанавливаться. В 1936 году получили трактор ППЗ-30, на котором работал Мухаммет Габдрахманов, первыми шоферами были Карамулла Сафиуллин, Тимергали Рахмангулов.
Жил ли простой народ по своему усмотрению, как хочет, без горя и печали? Наверное, нет. Период революции омрачился кровопролитием, на Гражданской войне шли брат на брата, дети против отцов, было много жертв. Затем наступили годы репрессий... Среди 503 человек, невинно подвергшихся политическому преследованию и осужденных из Бижбулякского района, есть и каныкаевцы. 30 декабря 1937 года десять человек были осуждены по статьям
58-10, 58-11 УК СССР. Четыре человека приговорены к смертной казни: Динислам Гафаров, Галиулла Бахтияров, Хабибулла Аглиуллин, Кутлуахмет Хакимов.
Первой начальной школой в старой деревне была четырехлетняя школа в здании мечети (1922 г.). Здесь учителями работали, начиная с 1926 года, Нугуманов Хасан, Шарипов Гумер, Асадуллин Закир. Следующим шагом стало постройка семилетней школы в соседнем селе Биккулово в 1938 году. Директором школы стала Масалимова З.Л. В педагогический коллектив влились Вахитов Гали, Гильманова Мукабира, Гильманов Барый. Затем, когда в селах стало больше детей, в Каныкаево была открыта восьмилетняя школа. Мечеть, перенесенная из старого села, выполняла роль клуба, превратившись в центр всей культурно-просветительской работы.
В 1937 году все население было окончательно переселено из старого Каныкаево на новое место. В 1939 году села Каныкаево, Биккулово, Дюсяново были объединены в Биккуловский сельсовет. В это время в сельском совете насчитывалось 2049 человек: 973 мужчины, 1076 женщин. Условия жизни улучшаются, развивается культура, население начинает жить более-менее привольней, но начало Великой Отечественной войны принесло сельчанам много горя и невзгод. Более
115 мужчин, имена которых тесно связаны с Каныкаево, ушли на фронт, из них 63 погибли. М. Исламов, З. Хайруллин, С. Шарипов, Х. Мухамметов воевали в составе 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, с которой прошли славный боевой путь, двое последних погибли, сражаясь с врагом. Асия Габдуллина — единственная женщина из Каныкаево, принимавшая участие в Великой Отечественной войне. Она была медсестрой.
После председателя колхоза Ахтяма Ибрагимова, ушедшего на фронт с первых дней, в годы войны сменилось восемь председателей колхоза. Женщины и подростки в тылу трудились под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». «Лошадей отвозили в Алкино, оттуда их отправляли на фронт. Для солдат вязали носки, варежки, сушили картофель», — вспоминают сельчане. К тому же население деревни должно было платить непосильный подоходный налог: 100 штук яиц, 3 кг овечьей шерсти, 40 кг мяса, 6 кг сливочного масла.
Тяжелый труд военных лет, голод и холод оставили свой след. В 1942 году скончались 105 человек, даже хоронить было некому. Весной 1944 года от септической ангины умерли 35 человек. Из общего числа погибших 92 были дети. В эти годы свирепствовали малярия, септическая ангина и другие болезни, поэтому в селе был открыт госпиталь, где население лечили врач районной больницы А.Д. Чудакова и медсестра Салима Гафурова.
После войны село было в плачевном состоянии: неогороженные дворы, дома без крыш, солома которых ушла на корм скоту, люди голодные, в оборванной одежде, босые. Этому поспособствовала и природная катастрофа: в 1947 году был сильный паводок, люди уходили на возвышенности. Как бы тяжело это ни было, стремление к выживанию было сильным. Фронтовики, вернувшиеся с войны, взялись за работу, начали вместе с сельчанами восстанавливать сельское хозяйство.
В 1950 годы в стране началась политика объединения колхозов. Присоединяются колхоз «Красная Башкирия» и биккуловский колхоз «Юлай». В послевоенные годы председателями колхоза были М.Б. Исламов (1945—1948 гг.), Х. Х. Абдрахманов (1948—1951 гг.), М. Г. Рафиков (1952—1953 гг.), С. М. Валиев (1954—1959 гг.). В этот период поступает много техники, по каждой отрасли народного хозяйства готовятся собственные кадры, появляются рабочие династии. Осваиваются целинные земли, в 1956 году в Каныкаево вспахиваются поляны Киндер-Кулы, Кече-Кул, Муллагол. Быт населения улучшается на глазах. С 1961 года колхозникам стали давать зерно, и раздача урожая становилась большим праздником. Колхозники, отработавшие наибольшее количество дней труда, получали зерно обозами.
С годами все больше внимания уделяется животноводству. В селе были построены два кирпичных коровника для крупного рогатого скота, ферма для кур, а также фермы для содержания свиней, лошадей, овец. Кроме того, были введены в строй две кузницы, мельница для помола фуража, гараж для техники, комнаты отдыха механизаторов и животноводов. В 1966 году в Каныкаево была построена восьмилетняя школа, а в 1969 году — новое здание магазина из кирпича. Среди односельчан, внесших вклад в развитие отрасли сельского хозяйства, немало достойных похвалы за добросовестный труд. Ралиф Галлямов удостоен звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации», Гайса Исламов — звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Башкортостан». Передовой комбайнер Мухаррам Сафаргалиев участвовал в работе Всесоюзного съезда колхозников-ударников в г. Москве, Вакиль Муллагулов был награжден орденом Трудовой Славы III степени, Салават Курбанов и Гульфара Галлямова были удостоены ордена Трудового Красного Знамени. Труд Мингаза Хайруллина, Маулихи Хамматовой, Марса Ахметшина и других был оценен правительством. Рим Ахметшин награжден орденом Салавата Юлаева.
В 1958 году началось укрупнение колхозов, села Каныкаево, Биккулово и Дюсяново объединились в колхоз «Марс» (1960 год). Председателем колхоза был избран Варис Гафуров. В 1990 году село вновь стало отдельным хозяйством и колхоз стал называться «Салават Юлаев». Сегодня сельхозкооператив возглавляет Ильгиз Асфандияров.
Распад колхозов, отсутствие работы для молодежи оставили свой след и в истории Каныкаево. Результатом этих изменений стало уменьшение численности населения по сравнению с теми годами. Тем не менее отрадно, что люди, которые любят эту землю, приложили все усилия для возрождения села, и жизнь в Каныкаево по-прежнему продолжается. В настоящее время в селе имеются фермерские хозяйства, есть предприниматели, например, Бурангуловы, Сабитовы, Касимовы, а также молодые люди как Булат Нугуманов, Артур Васильев. Именно они дают надежду на будущее села.
Наши предки, обосновавшись на этой земле, навсегда полюбили эти края, передали своим детям, внукам и правнукам любовь к родной земле. Односельчане, сохранившие оплот, и сегодня живут, как одна семья, общей заботой. Земляки, живущие далеко от малой родины, также неравнодушны к судьбе села, они принимают участие в сельских праздниках и других мероприятиях, оказывают посильную помощь.
Каныкаево, где жили башкиры-вотчинники, исполняется 280 лет. В населенном пункте, относящемся к Биккуловскому сельскому совету, сегодня насчитывается 140 хозяйств, в которых проживают 317 человек. Из них детей и подростков — 39 человек, в возрасте 30—60 лет — 143 человека. Конечно, как и везде, здесь большинство проживают пенсионеры. В селе действуют школа, фельдшерско-акушерский пункт, магазин, библиотека и Дом культуры. Поскольку здесь нет производственных объектов, многие мужчины работают на Севере, остальные держат скот и птицу в своих личных подворных хозяйствах. Одним словом, наследники аксакала Каныкая не подводят свой род, живут, воспитывают детей, остаются верными своей малой родине.
Говорят, что народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего. История с. Каныкаево очень богатая и сложная, в ней много еще нераскрытых страниц. Каждый выходец села, наверное, задумывается об историческом прошлом своего края, о судьбе своих предков. Вызывает восхищение нынешний облик села и добрые дела земляков. Да, где бы человек ни жил, с кем бы ни общался, его корни находятся на родной земле. И эти корни служат источником жизненной силы, вдохновения и питают энергией его на всю жизнь. Главное, чтобы эти корни не высохли...
Ляйля ГУМЕРОВА.

Автор:Гумерова Л
Читайте нас: