Подписывайся на нас в Телеграм-канале
Все новости
Общие статьи
22 Января 2019, 16:28

Интервью газете «Ведомости»

Радий Хабиров был назначен временно исполняющим обязанности Главы Башкирии в октябре 2018 года. Хабиров уехал из родной республики в 2008-м после того, как её тогдашний Президент Муртаза Рахимов уволил его, главу своей Администрации, заподозрив, что молодого политика готовят ему в преемники.

Подозрения Рахимова оправдались, но лишь спустя 10 лет.

По сравнению с другими новыми губернаторами, назначенными Кремлём в процессе идущей несколько лет ротации региональных лидеров, Хабиров имеет уникальный опыт. Из Башкирии он уехал в Москву, где восемь лет был заместителем начальника президентского управления внутренней политики, отвечая за взаимодействие с парламентом и партиями. В этой должности он успел поработать с двумя кремлёвскими кураторами внутренней политики – Владиславом Сурковым и Вячеславом Володиным. В 2016 году он неожиданно покинул президентскую Администрацию, а затем столь же неожиданно принял предложение подмосковного губернатора Андрея Воробьёва возглавить Красногорск.

После возвращения в Башкирию ему предстоит пройти испытание на губернаторских выборах, которые состоятся в сентябре.

– Можно ли сказать, что лозунг, под которым Вы пришли на пост Главы Башкирии, – Make Bashkiriya Great Again?

– Разумеется, я пришёл для того, чтобы сделать что-то лучше – начиная с жизни людей до улучшения эффективности нашей экономики. Я далёк от того, чтобы считать это лозунгом, но эти слова объясняют смысл того, зачем я возглавил Башкирию.

– В чём это выражается? В грозных совещаниях, где Вы отчитываете чиновников так, что они вас боятся? Часть из них ушла после Вашего прихода.

– Я к чиновникам хорошо отношусь, я сам чиновник. У нас привыкли ругать чиновников, а я сторонник того, чтобы видеть в них армию людей, искренне пассионарно работающих. У каждого свой стиль управления, у меня нет задачи кого-то поругать или испугать. Я вроде бы большой руководитель, а инструментарий у меня небольшой, я даю распоряжения небольшому кругу людей, мои решения должны быть услышаны и качественно исполнены. Так что я никого не пугаю, просто никакую работу нельзя выполнять, если не вкладывать в нее эмоции. Наверное, иногда эти эмоции кого-то смущают. Но когда руководитель не бездушная машина, то и люди работают эффективнее.


Опыт в публичной власти

– У Вас удивительно разнообразный опыт работы во власти. Как Вы его используете здесь?

– Абсолютно согласен с тем, что Вы сказали. Мне в жизни повезло: у меня есть опыт работы на руководящей должности на уровне субъекта, опыт работы в федеральном центре, и я два года возглавлял довольно крупный муниципалитет. Это бесценно, и я это понимаю. Будучи руководителем субъекта, ты должен понимать работу муниципалитетов, ставить задачи их главам, нужно понимать, что с них можно требовать – что они могут сделать и в каких пределах. Когда ты понимаешь, как работает это изнутри, то можешь ставить правильные задачи, и есть шанс, что я вырву из них все, что они могут. Работая на уровне субъекта, я довольно хорошо знаю истеблишмент республики, что помогает мне опять-таки принимать правильные решения. Работа же в федеральном центре, особенно в Администрации Президента, – это уникальный опыт, высший уровень возможности получить управленческие навыки.

– А именно этот опыт где Вам конкретно помогает?

– Есть задача, о которой я сказал: сделать жизнь людей лучше.

Опыт в федеральном центре позволяет наладить единую цепочку действий, которая бы работала. Есть проблема, есть понимание, как ее решить, и есть ресурсы – механизм должен заработать.

Людей же среди прочего волнуют самые обычные вещи – например, в каком окружении они живут. Одно дело, когда человек выходит из квартиры и подъезд обшарпанный, другое – когда в подъезде чисто и светло, когда во дворе детские площадки, есть парковка. Кажется, это лишь фрагмент комфортной окружающей среды, но по сути – масштабная задача, для которой нужно большое число структур заставить работать.

– Но это скорее про управление муниципалитетом.

– Опыт главы муниципалитета дал мне понимание сути вещей, условно, как работает система ЖКХ. Из Администрации Президента я взял дисциплину, умение организовать работу людей так, чтобы в очень творческой обстановке принять самое правильное решение и добиться его исполнения.

С исполнением всегда самые большие проблемы. Обычно же после новогодних праздников говоришь себе, что больше не будешь есть и спать, пойдешь в спортзал. Понимаешь, каким должен быть результат. Но между ними расстояние, которое нужно пройти, и как раз это часто не получается. Здесь то же самое. Мы, например, приняли решение, что в каждом городе должно быть от одного до нескольких парков. В Красногорске это было сделать довольно просто. Здесь другая ситуация. Десятки городов; нужно понять, где будет парк, правильно перераспределить средства, пройти конкурсные процедуры и провести работы – не класть асфальт на лужи зимой, а сделать, как надо. И это, оказывается, высокое управленческое искусство.


Новые губернаторы

– Новые губернаторы – это так называемые губернаторы-технократы. Но Вы с Вашим опытом работы в их линейку не вписываетесь. При этом Вы работали и в те времена, когда было много губернаторов-тяжеловесов, у которых было больше возможностей. В чём различия между теми губернаторами и нынешними? И можно ли сейчас быть губернатором-тяжеловесом?

– Каждый исторический период требует определённого типажа руководителей. Я не сомневаюсь, что и сейчас могут быть губернаторы-тяжеловесы. Но мы их так называли же не только потому, что они пришли и за два года все перевернули. Их называли так, потому что они стояли во главе регионов по 20 лет. Сейчас такая практика невозможна: требования закона – не более двух сроков подряд (они отсчитываются с первого избрания губернатора после возвращения прямых выборов в 2012 году – «Ведомости»). Кроме того, сейчас мир более динамичен – и если ты за два срока не смог сделать динамичный рывок, то ты не тяжеловес. Но точно можно стать тяжеловесом в смысле стать авторитетным руководителем, если у тебя за два периода правления масса решённых проблем.

– Как Вы относитесь к нынешней системе назначения губернаторов – начиная от их отбора до факта назначения технократов в регионы, к которым они не имеют отношения?

– Я всегда был осторожен в оценке того, чего я могу глубоко не понимать. Если Вы меня спросите, как я провожу назначение глав муниципалитетов, то я смогу подробнее сказать.

– Проблема же в том, что сейчас ухудшается социальное самочувствие граждан, падают рейтинги, население хуже стало относиться к власти. А губернаторами зачастую становятся люди, которые были, возможно, неплохими замминистра, но при этом не имеют опыта публичной политики. Губернатор должен уметь общаться с людьми. Это сейчас нужный навык – разве нет?

– Это один из важнейших навыков. Но я, когда работал в федеральном центре, тоже не был публичным политиком, а был закрытым сотрудником Администрации Президента. Когда я пришел в Красногорск, то сразу пошёл к людям, которые зачастую были агрессивно настроены, там и нахватался опыта.

Ты от людей можешь услышать много неприятного. Я готов услышать любую критику, но не допущу оскорбления лично себя и моих коллег. Элементом хорошего разговора с людьми является обещание, но люди тебе могут поверить один-два раза. Поэтому нужно исполнять, что обещал. Я когда езжу по районам, то рядом со мной сотрудник, который ведёт протоколы всех поездок. Если я что-то пообещал, значит, выполню, если не смогу, то приеду снова к людям и объясню, почему не получилось.

– В конце прошлого года были введены новые критерии эффективности губернаторов. Чего сложнее всего из этого достигнуть?

– Многих волнует коэффициент рождаемости. Чтобы снизить уровень бедности, ты хотя бы понимаешь, какие действия нужно предпринять. А вот что поможет сделать так, чтобы женщины рожали? Просто придумать меры материально стимулирующего характера недостаточно. К этой проблеме надо подходить, как к большой амбициозной задаче. Мы разговаривали с уполномоченным по правам ребенка об этом. И оказалось, что женщин сильно мотивирует рожать так называемый стадный инстинкт – когда одна семья родила третьего ребенка, их соседи тоже хотят третьего.


«Инцидент» и инциденты

– После назначения Вы ввели систему «Инцидент». Расскажите про неё.

– Да, это первое, что я сделал. Я рассказывал главам муниципалитетов про эту систему и видел в их глазах недоверие и непонимание. Но уже сейчас главы поняли, что это удобная вещь, которая позволяет проблему решать на взлёте.

Подробнее: http://vk.cc/8WQI17
Читайте нас: