Недавняя история с профессором РГГУ Игорем Яковенко, который после общения с мошенниками по телефону лишился квартиры, оказалась не единичным случаем.
В начале декабря на международном форуме по борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий AntiFraud Russia представители Сбербанка и МВД рассказали, что это новая тенденция — при этом в таких схемах фигурируют риелторские компании.
РБК цитирует слова начальника управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергея Велигодского: «Сначала [мошенники] крали деньги с карт, потом стали брать кредит, и новая тема — это воздействие на гражданина таким образом, чтобы он вместе с кредитами еще закладывал и продавал недвижимость. И если раньше у нас люди оставались после атаки с кредитами, то теперь они еще и остаются без квартир. Вот это такая самая непонятная история, что с этим делать».
Чтобы не лишиться жилья, человек сам оформляет кредит под его залог или вовсе продает свою квартиру. Деньги опять же уходят мошенникам.
Только за III квартал этого года Центробанк инициировал блокировку 24,4 тыс. телефонных номеров, используемых мошенниками, — это в два раза больше, чем год назад. Со 183 тыс. до 256 тыс. выросло количество операций без согласия клиентов, похищено 3,2 млрд рублей — на 18% больше, чем за III квартал 2020 года. И это только по официальным данным.
О росте кибермошенничества сейчас говорят из каждого утюга — но россияне продолжают переходить по подозрительным ссылкам, переводить деньги на незнакомые счета, сообщать «сотрудникам безопасности» свои паспортные данные и три цифры с обратной стороны карты.
Недавний пример: в ноябре многие россияне получили на свои электронные почтовые ящики уведомления о возврате страховых накоплений. Сотрудники некой «службы финмониторинга» сообщали о возврате каких-то страховых накоплений и проблемах, возникших с переводом средств. Для завершения возврата нужно нажать кнопочку в тексте письма.
Одни посмеялись и отправили письмо в папку «спам», другие ринулись звонить в разные ведомства и уточнять, а кто-то кликнул и, действуя по инструкции, лишился денег.
На это и рассчитывают аферисты: из множества звонков и электронных писем что-нибудь сработает. Люди боятся потерять сбережения и недвижимость (пусть даже на подсознательном уровне), наслышаны о различных выплатах и компенсациях — и ведутся на мошеннические уловки.
Для борьбы с телефонными аферистами Минцифры предложило ввести административное наказание для операторов, принимающих в свою систему вызовы с измененных номеров.
Пока власти ищут способы защиты граждан от мошенников — аферисты продолжают действовать.
Правила безопасности остаются прежними: не отвечать на звонки с незнакомых номеров; не переходить по ссылкам, обещающим денежные выплаты; не разговаривать с неизвестными. Берегите себя и близких!
Фото: https://atmbud.ru