Подписывайся на нас в Телеграм-канале
Все новости
Общие статьи
5 Февраля , 15:30

Фронтовой медсестре посвящается

К 100-летию со дня рождения Веры Егоровны Ивановой.

Фронтовой медсестре посвящается
Фронтовой медсестре посвящается

Семья Ивановых Веры Егоровны и Александра Васильевича хорошо известна в Бижбулякском районе, они оставили о себе добрые воспоминания своих земляков, любовь детей, внуков и правнуков. В районном музее бережно хранятся и экспонируются фотодокументы о них, переданные дочерью Валентиной Александровной Ивановой, Заслуженным работником культуры Республики Башкортостан, академиком и почетным краеведом Чувашии, Почетным гражданином Бижбулякского района, основателем и руководителем народного чувашского фольклорного ансамбля «Белая береза», который радовал зрителей около 50 лет. Память о родителях и любимом братишке Володе всегда в ее сердце. Сын Ивановых — Владимир Александрович — часто приходил в районный музей, в день открытия музея подарил более десятка чучел животных и птиц, которые сделал своими руками. На протяжении многих лет он оказывал нам помощь и изготавливал новые чучела совершенно бесплатно, а этот уголок природы в нашем музее очень популярен и востребован. Как хотелось бы, чтобы было больше таких родителей, как Александр Васильевич и Вера Егоровна, педагог и медицинская сестра, они воспитали талантливых детей, передали свое мастерство своим внукам и правнукам.
Мой рассказ будет об Ивановой (в девичестве Черновой) Вере Егоровне. Она родилась сто лет назад — 14 января 1924 года в деревне Зириклы Бижбулякского района Башкирии. После окончания Зириклинской семилетней школы продолжила учебу (8—9 класс) в Каменской школе, где она жила на квартире. Из ее воспоминаний: «Мы жили дружно, спокойно. Отец был участником Первой мировой войны, его не стало, когда мне было три— четыре года. Мы старались, помогали маме, она была уважаемым человеком в селе, ушла из жизни в возрасте 91 год». После окончания школы Вера работала счетоводом в колхозе имени Ленина (Кагановича) в селе Зириклы. В 1939 году семья проводила любимого брата Сергея в армию. Он попал на Дальний Восток, часто писал письма оттуда. В одном из последних писем написал, что их переводят на Запад, описывал немецкие самолеты, которые пролетали над ними, как «железные птицы». Чернов Сергей с первых дней войны защищал Родину. Только несколько лет назад родные узнали из опубликованных военных архивов, что он погиб в немецком плену 6 декабря 1941 года. Вот как рассказывала наша героиня об этом времени: «22 июня 1941 года дошла до нас страшная весть — фашистская Германия напала на Советский Союз. В деревне все плакали. Каждый день забирали на фронт наших друзей, родных. В 1941 году я прошла Рокковские курсы (Красный Крест). В 1943 году получила повестку на войну, я тогда находилась на работе. Услышав эту весть, прибежала заплаканная мама Чернова Мария Григорьевна. 1 сентября меня проводили на фронт. В Бижбуляк отвезла сестра Нина. Потом нас повезли на станцию в Приютово».
Из Учетной карточки к военному билету Ивановой В.Е. можно узнать весь боевой путь медицинской сестры. Военную присягу приняла 20 сентября 1943 года, обучалась восемь месяцев на курсах медсестер. Свою военную биографию начала в эвакогоспитале №2575. По найденным архивам мы узнали, что такой госпиталь работал сначала в Уфе. Эвакуационный госпиталь №2575 располагался в средней школе №8 г. Уфы. Начальник эвакогоспиталя №2575 был Хаванский. Там находились раненые подострых форм закрытой травмы головного мозга, посттравматических осложнений головного и спинного мозга. Врачи внедряли новые методы психиатрического и неврологического лечения огнестрельных повреждений центральной нервной системы. Особое внимание уделяли лечению контрактур и деформаций. В эвакогоспитале было пролечено около 20 тысяч раненых и больных. Военным комиссаром госпиталя был Мурзаев. Профиль эвакуационного госпиталя №2575 — психиатрический, номер части — 4366. Сроки дислокации госпиталя в Уфе с августа 1941 по август 1943 год.
Вера Егоровна находилась в этом госпитале до сентября 1945 года. В своих воспоминаниях она рассказывала родным: «Я на войне была 2,5 года, мой фронтовой путь — это Бижбуляк — Приютово — Уфа — Челябинск — Орел — Тула — Брянск — Унеча — Бобруйск — Барановичи — Брест — Варшава — Лодзь». Вот еще отрывок из воспоминаний нашей землячки: «Меня распределили в эвакогоспиталь №2575 Белорусского фронта 14 сентября. В Уфе учили оказывать первую помощь. Потом нас загрузили в поезд. Вагоны были разные: дощатые для лошадей и коров, кухни, бани, прачечная, столовая. Вагоны также были приспособлены для работы военного госпиталя — нары, печки-буржуйки. В поезде грели воду, стирали, мылись. Девушки жили в отдельных вагонах. В эшелоне был и операционный вагон. Проводились также занятия по медицине. Ехали мы по стопам войны, наш состав шел на фронт. Доехали до Тулы, послышались резкие звуки, сказали, что стреляют. Мы насторожились, так началась для меня настоящая война. Мы подбирали тяжелораненых. Медсестры дежурили по очереди. Размещали их на станциях, в казармах. Многие были с ранениями в голову, в глаза. Наш госпиталь был очень большим, в несколько этажей. Бойцов, раненых лекго, через несколько дней отправляли в другой госпиталь, тяжелораненых оставляли у нас».
Что же такое эвакогоспиталь? Они появились в самом начале войны, их создавали по правительственной директиве в первые дни войны. Уже в начале июля 1941 года медицинская служба имела примерно столько эвакогоспиталей, сколько предусматривалось составленным перед войной планом. 7 июля 1941 года Государственный комитет обороны по ходатайству медиков принял решение о создании дополнительных госпиталей, общая вместимость которых более чем в 1,6 раза превышала предвоенный план. Количество эвакогоспиталей постоянно возрастало: к 1 октября 1941 года в них насчитывался уже 1 миллион мест, а к 1 ноября 1944 года — почти 2 миллиона. По постановлению Государственного комитета обороны от 22 сентября 1941 года обслуживание раненых в тылу возлагалось на гражданских медиков, а на фронте — на военных медиков. Тыловые эвакогоспитали переходили в полное подчинение Наркомздрава СССР, забота о лечении находящихся в них раненых была возложена на гражданских медиков. В газете «Правда» в передовой статье была поставлена стратегическая задача перед медициной: «Каждый возвращенный в строй воин — это наша победа, это победа советской медицинской науки». Общий итог деятельности эвакогоспиталей таков: 57,6% раненых возвращены в строй, 4,4% — отправлены в отпуск, 36,5% — уволены в
запас и демобилизованы,
1,5% — умерли. Многое было сделано для медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий, прежде всего оборонных, где работали, как правило, мужчины непризывного возраста, чаще всего подростки, и женщины. Советские медики в годы Великой Отечественной войны творили чудеса, ставя на ноги раненых бойцов. По статистике, из наших госпиталей в строй повторно возвращалось более 70% поступивших на лечение. Для примера: немецким медикам удавалось возвращать в армию лишь около 40% раненых.
А как же проходила жизнь внутри госпиталя? Интересные архивы были найдены совсем недавно в Москве — архивы эвакогоспиталя №3134. Хотя специализация лечебных учреждений была разная, но тяготы военного лихолетья одинаковы для каждого медучреждения. Там приводятся такие данные: «В январе 1943 года мы могли получить только медсестер военного времени, которых подготавливают организации Красного Креста. Эти РОККовские (РОКК — Российский Красный Крест) сестры, только что окончившие курсы и не успевшие еще получить практической подготовки, требовали большой производственной тренировки…». Приходилось всему учиться на практике, это и делала молодая девушка Вера, которую очень любили раненые за ее ум, доброту и бескорыстную помощь. Нашей землячке было всего 19 лет, но именно в госпитале впервые проявились такие черты ее характера, как смелость и мужество. От тяжелого и непривычного труда ужасно болели руки и спина, за целый день не было ни минуты отдыха, но Вера никогда не унывала: перевязывала, кормила и ухаживала за ранеными. В этой молоденькой девушке жила поистине материнская нежность к искалеченным, измученным людям. Все свои силы и умения, всю нежность, заботу и внимание она отдавала бойцам, чтобы облегчить их страдания. И они платили ей горячей братской любовью. Но об этом, конечно, Вера Егоровна сама никогда не говорила, она вспоминала совсем другое: «В Польше после бомбежек все было разрушено. Было много девушек из разных районов Башкирии. Раненых взрослых и детей было много. Дети после боев взрывались на минах. Слепли, оставались без рук и ног. Я служила в глазном отделении. Жили мы у полячек на квартире. Дома отапливали дровами, топили печи. Дрова на санях привозили из леса. Мы с территории никуда не выходили. Госпиталь располагался в большом польском особняке, раненых привозили солдаты. Во время дежурств приходилось и лечить, и стирать, ухаживать, кормить из ложки, писать письма родным раненых солдат и многое другое. Пусть это никогда не повторится. Это очень страшно. В ушах все время звучит: «Сестра, сестра, сестра», — раненые постоянно звали на помощь. Выдержать все это было очень трудно. В День Победы 9 Мая 1945 года был большой праздник. На площади собрался весь народ. Пели, танцевали, обнимались, плакали. Здесь мы встретили воинов-земляков из Ново-Васильевки (ныне Усак-Кичу), офицера Павлова, Героя Советского Союза из Слакбаша. Потом они еще приходили к нам в эвакогоспиталь №2575, но вскоре наши дороги разошлись». Из архивных материалов мы знаем, что солдаты, которые лечились в госпиталях, с благодарностью обращались к медперсоналу через газеты, писали письма и с любовью их называли «ангелами», «ласточками», ведь, несмотря на усталость, они самоотверженно продолжали делать свою работу: спасать раненых днем и ночью, стойко перенося тяготы. Спасал медперсонал не только раненых, вот что вспоминала Вера Егоровна: «Много прошло лет. Многое, конечно, и забывается. Ко всему, наверное, можно привыкнуть: нуждам и тяготам, страданиям и даже к смерти — ведь это такое обычное явление на войне, с которой встречаешься каждый день. Да и война ведется для того, чтобы было больше страданий и смертей. Часто вспоминаю белорусских девчат, убежавших из немецкой неволи. Они приходили в наш госпиталь и со слезами просили убрать с них немецкое клеймо. На них был выжжен каленым железом небольшой немецкий герб в виде ястреба. Хотя работы было очень много, наши врачи делали им операции. Конечно, рубцы оставались, но исчезал ненавистный фашистский символ. А выжигали эти знаки клеймом в разных местах: на ногах, на плече и даже на лбу».
Медицинские работники внесли бесценный вклад в победу. На фронте и в тылу, днем и ночью, в неимоверно тяжелых условиях военных лет они спасали жизни миллионов воинов, в их числе и наша землячка Вера Егоровна Иванова. Встретив Победу, 19 сентября 1945 года ее перевели в эвакогоспиталь №01397, с 13 октября 1945 года — в эвакогоспиталь №65470 на должность медсестры. 22 ноября 1945 года уволена в связи с расформированием части.
Вера Егоровна, пройдя все ужасы войны, вернулась к мирной жизни, продолжая совершать подвиги в мирные послевоенные годы. 20 сентября 1946 года была назначена трахомотозной сестрой в Зириклинский сельсовет. С ноября 1954 года переведена трахоматозной сестрой в Бижбулякский диспансер. С февраля 1958 года переведена трахоматозной медсестрой в Калининский трахоматозный пункт. Работала до 25 марта 1980 года до выхода на заслуженный отдых. В.Е. Иванова награждена орденом Отечественной войны II степени, знаком «Отличник санитарной службы» по приказу начальника ВСУ первого Белорусского фронта от
13 октября 1944 года, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и юбилейными медалями.
Веры Егоровны не стало десять лет назад 31 января 2014 года в возрасте 90 лет, похоронена в селе Ермолкино.
В семье бережно относятся к личным предметам и фотодокументам Веры Егоровны и Александра Васильевича Ивановых, предоставляют на временное экспонирование на тематические музейные выставки, выступают с воспоминаниями перед посетителями районного музея. И это очень отрадно. «Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство», — писал Д.С. Лихачев.
Роза ИВАНОВА,
директор Бижбулякского историко-этнографического музея.
Использованы материалы и фотографии из личного архива В.А. Ивановой.

Фронтовой медсестре посвящается
Фронтовой медсестре посвящается
Автор:
Читайте нас: