Изготавливать своими руками горшки из глины под спокойную музыку — это особое удовольствие, особый мир. В фильмах можно часто увидеть эпизоды про красивых дам или бородатых мужчин, которые увлекаются этим занятием. И среди нас есть люди, интересующиеся этим забытым ремеслом. Несмотря на то, что житель Бижбулякского района Альберт Хакимуллин взялся за это дело недавно, его творения не уступают работам настоящих мастеров. Как же возник интерес к этому необычному занятию?
— Я сначала пробовал плести ремни, потом — корзины и птичьи гнезда из ивовых прутьев. Конечно, покупателей плетенных изделий было больше. Этим я обычно занимался с весны до осени. Сейчас увлекся изготовлением керамической посуды из глины, — рассказывает Альберт.
Альберт Хакимуллин окончил среднюю школу №2 с. Бижбуляк и поступил на физический факультет Башкирского государственного университета. Выполнил свой долг перед Родиной, два года отслужив в войсках ПВО на Дальнем Востоке. Работать по своей профессии ему не пришлось, с 2000 года — он инструктор по сноуборду.
— В зимний сезон работаю в горнолыжном комплексе в Уфе. Среди тех, кто занимается спортом, есть люди разного возраста, в числе которых оказался мастер по изготовлению горшков Александр Коваленко. Он родом из Краснодарского края, учился у знаменитых гончаров. После близкого общения с ним у меня появилось желание взяться за это дело, и я купил гончарный круг, — улыбается Альберт Биктимирович. — Пословицу «Не боги горшки обжигают» придумали люди, не имеющие никакого отношения к этому занятию. Мнение, что сделать из глины простой горшок или вазу не так уж и сложно, является ошибочным. В этом деле есть много нюансов. Прежде чем приступить к работе, нужно найти хорошую глину. Ее можно и заказать, но у нас глины достаточно, пробую выкапывать из разных мест и стараюсь заготовить с запасом. Сначала глину замачиваю в воде, фильтрую от мусора и подсушиваю. Дальше в ход идет гончарный круг, начинаю центровать, т. е. комок глины нужно сформировать точно в центре круга. В гончарном ремесле главное — добиться твердости руки, уверенности в движениях, — делится секретами мастерства Альберт. — Это долгий процесс, нужно терпение, усидчивость. Мой наставник давал задания по телефону и, конечно же, он первым оценил мои работы.
Но не все так, как в кино: работа над горшком занимает долгое время. Чтобы подсушить заготовку, нужна специальная печь, а она в продаже стоит дорого. Поэтому Альберт сам изготовил ее.
— Глиняные изделия в духовке не обжигаются, потому что температура недостаточна. Сосед подарил железную бочку, и я обложил ее керамической ватой. Печку грею до 950 градусов в течение 10— 11 часов. За это время постоянно контролирую, бывает, что некоторые изделия лопаются, их берут как декоративные украшения, — говорит гончарных дел мастер.
Но обжиг — еще не финал. Чтобы керамика была по-настоящему привлекательной, она подвергается специальной обработке. Альберт предпочитает молочение. Этот способ — естественный и экологически чистый.
— Сам процесс доставляет мне удовольствие. Уже обожженный сосуд помещаю в молоко, давая ему как следует пропитаться. Затем снова ставлю в печь, но уже на 300 градусов. Мне нравится естественный цвет.
Мастер прочитал много книг об изготовлении горшков, смотрел видеоуроки в интернете. Что-то получалось, что-то нет. Так постепенно набирал навыки и опыт. Глина в его умелых руках на глазах приобретает различные формы. Рядом с первым изготовленнным керамическим стаканом теперь стоят горшки различных форм, вазы. А еще есть среди них один сосуд — таджин.
— Когда был в Марокко, видел, как готовят ужин в таджине, там блюда готовятся с минимальной потерей вкусовых качеств. Нашел видео с техникой изготовления таджина в интернете и сделал его сам. Меня приглашают на районные сабантуи и выставки, кроме того, я провожу мастер-классы. Не все способны что-то сделать, просто попробовав один раз. Для этого нужно посетить несколько уроков. Хоть сам сейчас могу за полтора часа сделать один горшок, но все еще учусь. Что касается дальнейших планов, то к весне планирую приступить к изготовлению цветочных горшков, — говорит бижбулякский мастер.
Ляйля ГУМЕРОВА.
Фото автора.