В годы армейской службы в советское время на слуху была такая крылатая фраза: «Лучше два года в кирзовых сапогах, чем три года в ботинках». На морфлоте срок срочной службы для тех, кто был в бескозырках, тельняшках и ботинках, длился долгих три года, а те, кто ходил по твердой суше на материке и на плацу маршировал в пилотках и кирзовых сапогах, служили всего два года.
— В армию я призывался из Бижбулякского райвоенкомата 13 ноября 1989 года и уже знал, что попаду в команду №50, то есть в морфлот, — говорит глава СП Кош-Елгинский сельсовет Виктор Владимирович Тимофеев. — Потому что после окончания школы по линии ДОСААФ выучился в Саратовской морской школе на машиниста корабля. Нашу команду, состоящую из 160 человек, из Уфы направили в г. Владивосток служить на Тихоокеанский флот. После принятия присяги 9 декабря отправили на Камчатку в г. Петропавловск-Камчатский-53. Полгода длилась учебка в п. Большой Камень, где располагались наши казармы и был причал для подводных лодок.
Бывший подводник Виктор Тимофеев вспоминает о трех годах службы на Тихоокеанском флоте. Экипаж атомной подводной лодки состоял из 114 матросов и офицеров под командованием опытного капитана второго ранга Александра Абросимова. Экипаж от призыва к призыву, конечно же, обновлялся. Но Виктору довелось служить лишь всего с одним земляком из Башкирии — Эдуардом Ивановым из г. Октябрьского.
— Самое долгое подводное плавание длилось в Тихом океане в течение
32 дней, — продолжает Виктор Владимирович, награжденный медалью «За дальний поход». — Это было во время морских учений, чуть поменьше длились подводные походы при сопровождении и охране надводных военных кораблей. Перед походом мы всем экипажем загружали подводную лодку продуктами питания: разгружали по четыре фуры, груженные едой и питьевой водой. Нас на подлодке хорошо кормили высококалорийной здоровой пищей. Ко всему ежедневно давали полстакана вина, плитку шоколада. Мы жили в каютах по четыре матроса. Служба заключалась в несении трех вахт по три часа. На специальном гидролизном приборе из морской воды получали питьевую воду. Был шестичасовой отдых и три часа бодрствования. После принятия освежающего душа самочувствие моряков сразу же приходило в норму. В свободное от вахты время играли в нарды, шахматы, домино, читали классическую литературу. Однажды всплыли в середине Тихого океана. Это было незабываемое зрелище! Все вокруг блестело и сверкало, как от сотен тысяч зеркал, слепило глаза. Нас после каждого похода отправляли в лагерь отдыха, где имелись семь бассейнов с различной температурой воды для постепенной адаптации к окружающей среде. Потому что весь экипаж после всплытия в родной гавани выходил строиться побледневший и даже пожелтевший. Казармы моряков находились в офицерском городке. Мы раз в неделю ходили в кинотеатр.
Рассказчик с восторгом воскрешает увиденные своими глазами дымящиеся камчатские сопки, бьющие фонтаном гейзеры и горячие источники, кипящие и пузырящиеся в течение круглого года. После полутора лет безупречной службы командование его поощрило отпуском на малую родину. Если в других родах войск краткосрочный отпуск военнослужащих срочной службы равнялся 10 суткам без учета дороги, то у подводников этот отпуск был равен 60 суткам. Совсем не слабо — целых два месяца побыть дома во время службы в армии!
— Перед самой демобилизацией с флота мы с экипажем перегнали нашу атомную подлодку «РТМ» на верфь для проведения среднего ремонта, — делится Виктор Владимирович. — Такой ремонт для подлодки длится целых три года. 25 октября 1992 года меня списали на берег. Вернулся в родное село и в свой совхоз «Кош-Елгинский». В своих снах я еще долго плавал под водой. О Тихоокеанском флоте и армейских годах напоминали дембельский альбом, тельняшка и бескозырка. Стал работать в животноводстве на должности заведующего молочно-товарной фермой. 20 декабря того же года женился. Сегодня у нас с любимой супругой Марией Николаевной двое сыновей и две дочери. Старший сын Антон в прошлом году отслужил срочную армейскую службу в Воздушно-десантных войсках. Он достойно продолжил армейскую династию и стал участником боевых действий, награжден медалью «За боевые заслуги».
Владимир СМОЛОВ.
Фото из семейного архива Виктора Тимофеева.