Подписывайся на нас в Телеграм-канале
Все новости
Общество
9 Января 2018, 13:23

Люди уходящей эпохи…

Есть на свете люди, после встречи с которыми словно сами собой вырастают крылья и кажется, что все по плечу. Вы беседуете с ними каких-то пять минут, а затем чувствуете, что все, чему вы придавали большое значение, на самом деле мелочи жизни.

Есть на свете люди, после встречи с которыми словно сами собой вырастают крылья и кажется, что все по плечу. Вы беседуете с ними каких-то пять минут, а затем чувствуете, что все, чему вы придавали большое значение, на самом деле мелочи жизни. Мне посчастливилось встретиться с таким человеком — Васильевой Анастасией Дмитриевной. Я шла на встречу с пожилой бабушкой за 90, а увидела яркую, интересную женщину, бережно любимую родными, с поразительно запоминающимся взглядом, выражающим всю силу ее духа. Наверное, выжить в те годы могли лишь такие люди. Пережить все тяготы и не сломаться, поднять страну из руин и отстроить ее заново.

Собственно говоря, целью моего визита было узнать что-нибудь новое о Герое Советского Союза Титове Василии Федоровиче, так как наша героиня приходится ему двоюродной сестрой. Вооруженная видеокамерой, я, затаив дыхание, ловила каждое слово. И тем, что я услышала, хочу поделиться с вами.

Анастасия Дмитриевна родом из ныне не существующей деревни Покровка, что в СП Зириклинский сельсовет. В 1941 году, когда началась война, она окончила 8 классов. Училась сначала в Покровской школе, затем в Зириклинской, а 8 класс заканчивала в Каменке. Всю войну проработала. Где только не приходилось трудиться: и на торфоразработке, и на лесоповале, и на валке леса для Октябрьского спиртзавода. Работала в колхозе дояркой. Молодыми девчонками их отправляли строить аэродром в Давлеканово.

— Хоть и шла война, жили мы неплохо. Жили дружно. Все делили между собой. Даже во время войны мы не голодали. У нас огород был 80 соток. Сеяли пшеницу, рожь. Копали лопатами, сами бороновали и сеяли. В деревне у нас было много эвакуированных из Ленинградской области. В нашем доме жила женщина с двумя детьми. После окончания блокады их проводили домой. Затем жили муж с женой. Дядя Ваня и тетя Нюша. Тетя Нюша была портнихой и обшивала всю деревню. Сельчане делились всем с эвакуированными. А через дом от нас жила еще одна эвакуированная семья: взрослая дочь, сын-подросток и муж с женой. У них не было скотины. А у нас — корова. Мама каждое утро относила им горшок молока, пока они не обжились и сами не купили козу. Делились каждым куском хлеба. С их взрослой дочкой Верой после пахоты я ходила в ночную смену чистить плуги. После войны мы с ней переписывались. Она была старше меня, была замужем. Поехала к бабушке в деревню, а тут война началась. Так в деревне и осталась. А муж на фронт ушел и пропал без вести. После окончания войны Вера домой вернулась. Оказалось, что муж все-таки выжил, но у него были ампутированы обе ноги. Мой сын уже в Ленинграде 42 года живет. Он мне ее адрес нашел. В ходе переписки Вера мне описала, как произошла ее встреча с мужем. Жаль, переписка с ней оборвалась. Видно, кого-то из них не стало, — вспоминает Анастасия Дмитриевна.

Задаю следующий вопрос: «Помните, как началась война?»

— Плохо помню. Телефонов раньше не было. Только в сельсовете. К нам секретарь приехал и объявил, что война началась. Зато хорошо помню, как война закончилась — тут впервые за весь рассказ глаза пожилой женщины увлажнилась, голос задрожал. — Мы в тот день пшеницу сеяли. Огород в гору был у нас. Дядя Ваня, эвакуированный, к нам побежал, упал и не встает. Папа испугался. Мы все вместе к нему подбегаем, а он плачет… Расспрашиваем, что с ним… А он еле вымолвил: «Война кончилась». Мы все побросали. Выбегаем на улицу, а там кто плачет, кто смеется… У меня красный платок был, подаренный на торфоразработках. Я его на крыше дома повесила. Мы все плакали. Мой старший брат Павел на войне погиб (1922 г. р.). И радость была, и горе было.

После окончания войны отец отправляет Анастасию Дмитриевну на курсы бухгалтеров в Бижбуляк. Покровка — деревня маленькая, рабочих рук не хватало. Почти в каждом доме кто-то не вернулся с фронта. И председатель колхоза поехал с просьбой об отчислении из-за нехватки рабочих. Конечно же, Анастасию Дмитриевну отчислили. Тогда отец отправил ее в прокуратуру.

— Я пришла туда и говорю, что хочу учиться. Ленин учился и нам велел. И меня восстановили, — улыбается женщина.

После окончания шестимесячных курсов работала в райфинотделе. После войны были большие налоги: сдавали молоко, мясо, яйца, картошку. Затем перешла на молокозавод бухгалтером. Проработала там долго. Наш Бижбулякский молокозавод подчинялся Белебеевскому кормзаводу. Приходилось ездить в Белебей с ночевкой. Пожилую мать, которая жила с нами, не с кем было оставить, так как муж сам был в разъездах по району. Пришлось уволиться и стать агентом Госстраха. Ушла на пенсию уже оттуда.

Подвожу разговор к главной теме: спрашиваю про Титова Василия Федоровича. Всегда интересно узнать что-нибудь о выдающихся людях из воспоминаний людей, знавших их лично.

— Родился Василий Федорович в Покровке. После того как семью Титовых раскулачили, они перебрались в Нуримановский район. Работали, построили дом. Семья была многодетной: шесть дочерей, три сына. Василий Федорович старший. После войны он всю семью перевез в город Черновцы. Я ездила в Черновцы один раз. Сам Василий Федорович приезжал в отпуск в Башкирию и раза три—четыре был в Бижбулякском районе. Как-то даже помогал нам строить сарай и погреб. У него здесь был друг Горяйнов Григорий. Они все детство провели вместе. Василий Федорович очень любил ходить на родник. Брал полотенце и там умывался, пил воду. Был простым деревенским парнем, — делится своими воспоминаниями Анастасия Дмитриевна.

В наградном документе на присвоение звания Героя Советского Союза Василию Федоровичу Титову описывается подвиг нашего земляка:

«Помощник командира взвода 120-го стрелкового полка (69-я стрелковая дивизия, Центральный фронт) старший сержант В.Ф. Титов совершил подвиг 15 октября 1943 года при форсировании реки Днепр в Лоевском районе Гомельской области. Взвод в составе десантной группы под сильным артиллерийским и минометным огнем противника первым переправился на западный берег реки, ворвался во вражеские траншеи и уничтожил в рукопашном бою 45 немецких солдат. Лично В.Ф. Титов уничтожил гранатами девять и взял в плен 24 немецких солдат, захватил станковый пулемет. При выбытии из строя командира роты В.Ф. Титов принял на себя командование. Продолжая бой, рота отразила три контратаки противника и тем самым способствовала успешной переправе остальных подразделений полка. Звание Героя Советского Союза В.Ф. Титову присвоено

30 октября 1943 года».

Ведя свой рассказ, Анастасия Дмитриевна показывает фотографии Василия Федоровича. Она по памяти перечисляет многочисленных людей на снимке. Кинув на них последний взгляд, отдает бережно хранимые фотографии музею. Кадры редкие, в нашем фонде их нет. Тем они и ценны.

Анастасия Дмитриевна интересный рассказчик. Кажется, что она спешит поделиться своими воспоминаниями, все рассказать.

— Лягу спать и перечисляю каждый дом в Покровке. Теперь в Покровке ни одного дома нет. Жили весело, дружно, ни с кем не ругались. В войну и после войны трудно было. Как мы все это пережили? Не знаю, — говорит она.

Замечали ли вы, какие глаза у людей, переживших военное время? Лица суровые, но глаза… В них все: сила духа, любовь к Родине, все тяготы жизни. В них память тех страшных лет. И с каждым днем этих людей уходящей эпохи становится все меньше и меньше. Нужно спешить поговорить с ними! Мы должны знать о войне и помнить тех, кто не дожил до Победы, до наших дней! Задача нашего поколения — быть достойными хранителями памяти и поддерживать мир в стране!

Вероника МУХАМЕТОВА

младший научный сотрудник БИЭМ.

Фото автора.
Читайте нас: