— Максим Рашидович, многие жители района жалуются на нехватку воды в летний период. С чем это связано и как решить эти проблемы?
— Начался самый жаркий период, а это значит, что идет массовый полив. Поэтому те, кто находится в более выгодном положении по рельефу, у кого хороший напор воды, безмерно начинают поливать, устраивать пруды для домашних птиц и т. д. Тем людям, у кого дома повыше, соответственно, воды не хватает. Наибольшее количество жалоб именно по этому поводу. Не попробовав мирно договориться с соседями, жители начинают звонить нам и жаловаться. Так как в нашем обслуживании 8 тысяч абонентов, мы не в силах каждого из них контролировать. Разумеется, нет ничего противозаконного в том, если человек, будучи подключенным к центральному водоснабжению, решил полить на своей территории огурцы, помидоры, картофель, цветы и т. д., расплатившись за «использованные кубы» согласно показаниям установленного у него прибора учета.Нельзя забывать о человеческих качествах. Люди должны помнить хотя бы о тех, кто живет рядом с ними и уважать их интересы. К примеру, я поливаю огород до шести утра. Так получилось, что у меня в селе дом находится в самой низшей точке, и я понимаю, что если начну использовать воду днем или вечером, то до остальных вода просто не дойдет, поэтому поливаю рано утром, пока все спят.
Также обращаются люди с просьбой увеличить воду в потреблении, то есть закачивать больше воды. Почти во всех водозаборах стоит один насос. Эти насосы зимой работают два часа в сутки, и воды хватает всем. В летний период они работают 24 часа в сутки. То есть мы и так увеличиваем его работу. Но воды не хватает, опять-таки потому, что льют безмерно. Норматив за полив составляет 200 рублей. Но на полив у потребителей уходит намного больше воды, так как огороды очень большие. Если уж вынудят нас люди, которые льют воду без меры и не оставляют ее другим, то мы будем вынуждены измерить площадь, и вместо 200—300 рублей за полив, они будут платить намного больше.
— Что насчет плановых отключений воды? Жители часто обращаются с жалобами в ЕДДС по этому поводу.
— Действительно многие жалуются на плановые отключения воды. Трубы у нас в районе очень старые, изношенные. Случаются аварии. Мы вынуждены отключать воду и ремонтировать эти порывы. В таких случаях водоснабжение приостанавливается до устранения аварийной ситуации. После таких отключений часто из крана идет грязная вода. В таких случаях нужно также звонить нам, у нас есть промывочные линии на улицах Садовой, Центральной и Красноармейской. Мы эту грязь промываем. В некоторых домах очень старые водопроводные трубы. К примеру, в доме авария, домовладелец обращается к нам, просит, чтобы мы перекрыли воду на время ремонтных работ. Так как у него контрольного крана нет, то приходится перекрывать всю улицу. И бывает возмущение жителей по поводу этого. Если даже устранять аварию приходится долго, мы тут бессильны, хотя стараемся помочь с ремонтом. Многие не понимают, что если включить подачу воды, то этого человека просто затопит.
Недавно был такой случай. Звонок в 10 часов вечера в ЕДДС. Человек жалуется, что целый день не было воды. Непонятно, почему он целый день ждал, никуда не звонил, а спохватился только вечером. Ночью найти рабочих и устранить неполадки невозможно. Поэтому большая просьба — если нет воды в течение часа, необходимо позвонить нам или в ЕДДС. Не нужно ждать целый день.
— Некоторые люди, желая сэкономить, совершают несанкционированную врезку к системе водоснабжения. Какие меры предусмотрены в таких случаях законодательством?
— Есть граждане, у которых существуют так называемые «воровайки». Дома проведена вода, стоит счетчик. Дом пользуется водой по счетчику, и оплачивают все по счетчику. А во дворе есть «подпольные» краны, трубопроводы, к ним подключаются, из них льют воду, наполняют бассейны, делают пруды гусям и уткам и т. д. Наша служба регулярно ведет работу по выявлению несанкционированных врезок и поливов. Таких людей мы каждый год выявляем. Чтобы народ понимал, если обнаруживаем такие незаконные врезки, мы уже вынуждены наложить штраф. И суммы там на несколько десятков тысяч, в зависимости от сечения трубы. Затем люди приходят, уговаривают уменьшить штраф. На поводу мы, конечно, не идем. Потому что потери воды очень большие. К примеру, в одном из сел на скважине стоит водяной счетчик. Он считает суточный расход воды в три раза больше, чем мы с этого населенного пункта берем за воду. То есть остальное разворовывается. Мы качаем намного больше воды, чем нам за нее приходит оплата.
Хочу сказать пару слов о должниках-неплательщиках. Некоторые недобросовестные потребители по полгода не платят. Нам тоже необходимо заправлять машины, ежемесячно оплачивать за электричество и за воду, платить зарплату людям, поэтому просим оплачивать вовремя, не доводить до суда. За неоплату мы обязаны накладывать пени. Если долг растет, то уже подаем в суд. Поэтому проще каждый месяц оплачивать положенную сумму, нежели все это доводить до суда.
— Максим Рашидович, какой совет можете дать жителям района по использованию воды в летний период?
— Мы стараемся с пониманием относиться к человеческим проблемам и нуждам. Большая просьба к главам сельских советов и депутатам, чтобы ссоры и разборки по поводу воды у жителей не возникали, просим их тоже со своей стороны контролировать. Можно собрать комиссию, как это раньше практиковалось в селах. Ходить по домам недобросовестных потребителей и проводить беседы, чтобы они не оставляли остальных без воды. Мы, в свою очередь, надеемся на разумное потребление воды нашими абонентами. Также просим жителей научиться мирно решать проблемы со своими соседями. Искренне полагаю, если каждый из нас научится думать не только о себе, но и рядом живущих людях, «засуха» никого не коснется.
Записала Неля САБАХОВА.