Более 300 человек отличились в этом контрнаступлении, которое провели казаки, получили ордена и медали.
– Насколько удалось наладить прежний уклад жизни в городе?
– У многих казаков там живут родные и близкие, главой города Лисичанска стал командир 7-й бригады народной милиции Луганской Народной Республики Андрей Скорый. Сразу же после взятия города он был назначен исполняющим обязанности главы администрации. В целом почти вся администрация состоит из донских казаков.
Естественно, когда казаки зашли туда, выяснилось, что многие месяцы люди жили в подвалах без еды, без питья. Мы предоставили им гуманитарную помощь. Когда город был освобожден только наполовину, открылись гуманитарные центры "Единой России", я туда прибыл вместе со своими казаками. Еще шли бои, шли обстрелы, а мы с гуманитарной помощью уже были там, в пункте на базе СШ №14. Помогали именно казаки 6-го казачьего полка, даже свои пайки отдавали детям, старикам, женщинам. Поэтому гуманитарную катастрофу в Лисичанске казаки не допустили: начали завозить воду, устанавливать генераторы, оказывать медицинскую помощь, вся наша медрота работала на лечение людей, которым требовалась срочная медицинская помощь.
– Что необходимо дальше для обеспечения полной безопасности Лисичанска и окрестностей?
– Самое главное – отодвинуть националистов. Вот какое расстояние ракета пролетает, мы должны на эту дистанцию отодвинуть укрофашистов, тогда в городе будет нормально.
Второе. Сейчас необходимо восстанавливать все то, что нацисты взрывали и уничтожали, покидая позиции. Когда мы их стремительно выбили из города, то многие здания, сооружения были еще не разрушены. Но затем со стороны Белогорки, куда мы их выбили, фашисты, зная все координаты, стали мстить мирному населению за то, что те с распростертыми руками, со слезами на глазах встречали своих освободителей. В течение 10 дней, уже уйдя из города, националисты старались нанести максимальный урон городской инфраструктуре, жилым домам, уничтожали школы, садики, больницы. Поэтому больше разрушений произошло не во время взятия города, а после этого.
Теперь нужно будет это все быстро, оперативно восстанавливать. У вице-премьера Марата Шакирзяновича Хуснуллина есть план восстановления не только Лисичанска, но и других городов, сейчас строители уже приступили к работе.
– Возвращаются ли местные жители в город?
– Максимум через две недели, когда люди поняли, что Лисичанск мы не сдадим и мы здесь надолго, что город зачищен от бандеровцев, они стали возвращаться. Это все происходило на моих глазах, потому что я там находился постоянно.
За месяц в город вернулось около 12 тыс. человек – это огромное количество. Люди обустраивали свои разбитые квартиры, большинство не захотело находиться в пунктах временного размещения. В Лисичанск возвращалась часть людей, которых насильно националисты из города вывозили в Днепропетровскую область, в Полтавскую область. Потом они находили возможность перебраться через Белоруссию, через Смоленскую и Белгородскую области. Часть людей рассказывали нам обо всех "прелестях": задача у националистов была показать, что мирные жители убегают от наступающих российских войск. Когда картинку сделали, больше им эти люди были не нужны.
Сейчас в город все больше и больше прибывает людей.
Казаки помогают всем, кто возвращается. Мы выделяем транспорт, когда приходит кто-то из соседей и говорит, что есть люди, которые хотят вернуться в город, но их никто не может довезти. Естественно, направляем туда транспорт, забираем их. Оказываем им содействие, максимальную помощь в быту, обеспечиваем продовольственными пайками на первое время.