Не было верхней одежды, на ногах — лапти. У матери на руках осталось трое детей, еще две бабушки. Бабушка Хатира скончалась летом 1944 года. Ее последними словами, сказанные маме были: «Мой сын жив, невестка, храни вытканный занавес до тех пор, пока он не вернется».
Слова бабушки сбылись. В феврале 1943 года в село пришло письмо о пропаже без вести отца Хасанова Рафгутдина Хусаиновича. А мы его все равно ждали! Накануне Октябрьских праздников 1944 года мы с мамой шли из леса, где собирали хворост. Увидев, что у наших ворот собралась толпа, она заволновалась: «Господи, неужели с детьми что-то случилось?!» и побежала к дому. Смотрим, перед нашим домом стоит лошадь. С телеги слезли женщина в белом халате и мужчина. Он кого-то взял на руки, понес в дом и посадил на кровать. Увидев отца, мы удивились! Глаза наполнились слезами. Худой, одной ноги нет, деревянные палки в обеих руках. На нем была длинная шинель, на голове шапка, больше ничего. Мы, дети, видимо, ждали гостинцев, смотрим на него. Посидев немного, он достал из кармана и дал нам по кусочку рафинада. Я до сих пор чувствую во рту его вкус!
Вскоре, не оправившись от ран, полученных на полях сражений, наш отец скончался. Это было лето 1945 года. Время созревания ягод. Я с родными пошла в лес. Отец, провожая, сказал: «Дети, не ходите долго». Наверное, мы ходили в лесу долго, чтобы наполнить ведра, мама на работе, придя домой, мы увидели, как отец лежит калачиком на кровати. Окликаем, молчит. Плача, мы привели соседского дедушку. Отец скончался до нашего прихода из леса. До сих стоит в ушах плач матери.
На следующий день, завернув в занавеску, которую оставила бабушка Хатира, мы проводили отца в последний путь. И бабушка, и папа, братишка Ригать покинули этот мир в разные годы во время созревания ягод.
Нурия ХАСАНОВА,
д. Чулпан.
ветеран труда, награждена медалью "Дети войны".
Фото из семейного архива.
(Полностью читайте в газетах "Светлый путь" и "Якты юлдан", № 42 от 21 октября 2022 г.)