Подписывайся на нас в Телеграм-канале
Все новости
Общество
20 Июня 2019, 14:12

Поиск — мужество, героизм и воля

Десятая по счету поисковая экспедиция для «9 роты» стала самой долгой по продолжительности и самой тяжелой по условиям труда

В 2019 году традиционно Всероссийская «Вахта Памяти» для бижбулякских поисковиков проходила с 21 апреля по 9 мая. Эксгумационные работы велись в Киришском и Кировском районах Ленинградской области.


Кто не был под Киришами, тот не знает войны

Киришский район — самый южный район Ленинградской области и граничит с Новгородской областью. Граница пролегает как раз по железнодорожному полотну. Природа и погода здесь суровые: хвойные леса, болота и бесконечные дожди. Копнешь лопатой — тут же ямка заполняется водой, порой даже палатку поставить некуда. Именно здесь проходила знаменитая Любаньская наступательная операция, в ходе которой полегла 2-я ударная армия. Сев на пригородную электричку Санкт-Петербург — Кириши, через полтора часа добрались до станции «52-й километр». Далее, пройдя по единственному железнодорожному пути один километр в сторону Санкт-Петербурга, в четырех километрах северо-западнее с. Посадников Остров на живописном берегу озера разбили поисковый лагерь. В его состав вошли поисковые отряды из Санкт-Петербурга «Рейд», «Небо Ленинграда», «Волховский фронт», из Татарии «Казанец» и три башкирских отряда «Дзержинец» (с. Серафимовка Туймазинского района), «9 рота» (с. Демский Бижбулякского района) и отряд из г. Салавата.

Поисковый отряд «9 рота» представляли десятиклассники Тимур Гареев, Замир Гареев, Дима Алексеев, Данис Хайретдинов, Ильдар Ахметзянов, Карина Валишина, девятиклассники Гульнара Джураева и Женя Ваченко. В первые дни на раскопки ходили за девять километров от лагеря по болотам и гати на места боев 54-й армии Ленинградского фронта, а также поднимали «верховых» бойцов вдоль железнодорожного полотна.

По данным предварительной поисковой разведки, около станции «52-й километр» могли быть погибшие красноармейцы. Поэтому решено было часть башкирских поисковиков перебросить на поиск останков в эти гиблые, Богом забытые места. Во время Великой Отечественной войны здесь в течение года шли ожесточенные бои, линия фронта проходила по насыпи узкоколейной железной дороги. Наши солдаты пытались прорваться через нее, несли большие потери. Здесь был своего рода стационарный фронт. В 2017 году в журнале боевых действий Ленинградского фронта я наткнулся на документ 3-го стрелкового полка, где командир пишет отчет-донесение о потерях. Это был конец 1942 года. В нем говорилось, что в связи с тем, что пополнение прибыло без оружия, наши части были обеспечены боеприпасами не в полном комплекте, командир все-таки вынужден был отдать приказ взять насыпь: с одним наступающим солдатом с винтовкой в бой отправлялись еще трое безоружных. В случае, если солдата убьют, винтовку должен подхватить тот, кто был без оружия. Командир — человек военный, если ставят перед ним задачу взять насыпь, то вопросы не рассматриваются, есть для этого возможности или нет. Словом, на войне приказы не обсуждаются. Башкирские поисковики обнаружили останки

12 красноармейцев: часть из них на болотах, другая — непосредственно вблизи железнодорожного полотна. По этому месту 75 лет ходят поезда, а за окном в трех—четырех метрах солдаты лежат. Объясняется это тем, что места все еще не освоены: здесь нет автомобильных дорог, и поэтому много солдат остались лежать непогребенными.

Мы копали также на станциях Жарок и Сологубовка. На небольшой станции Жарок местный житель Алексей Кяхерь (русский человек с финскими корнями) позволил нам вести раскопки за своим огородом. В результате было поднято четыре бойца и сделано пять доборов. Все воины были торжественно похоронены 6 мая на воинском мемориале «Урочище Липовик» Киришского района Ленинградской области.

Кировский район — сердце Ленинградской области

В это время в урочище Вороново Кировского района силами пяти отрядов башкирских поисковиков был найден красноармеец с медальоном, правда, вкладыш полностью истлел и солдат остался безымянным. Огорченные неудачей, решили продолжить поиск от фрагментов трех подбитых танков — двух Т-40 и Т-34 в сторону леса. И сразу же в траншее наткнулись на погибших — взрослые мужчины с осколочными и минно-взрывными ранениями. Среди останков — осколки, котелки, пряжки, стреляные гильзы. Решили расширить область поиска — «зашурфить» соседние траншеи. Отряды «9 рота», «Салават», находящиеся в Киришском районе, срочно были подняты на помощь башкирским поисковикам в урочище Вороново Кировского района. Разбили семь раскопов, щупами нащупали внизу останки солдат и стали снимать грунт слоями. И вот тут началось самое страшное — среди останков солдат «пошли» гражданские: старики, женщины, дети. Позже документально было установлено, что с солдатами 286-й стрелковой дивизии были похоронены гражданские.

19 сентября 1941 года немцы бомбили советскую высотку вблизи деревни Вороново на левом берегу реки Назия. Частично пострадала деревня: сгорели дома, погибло под бомбежкой мирное население. Когда немцы взяли деревню, заставили оставшихся в живых жителей похоронить погибших. Решено было их подзахоронить к павшим воинам. Хоронили слоями (слой земли, слой погибших), учитывались родственные связи, т. е. рядом с матерью положили ее детей. В ходе работ выяснилось, что погибшие лежат не только в траншеях, но и в воронках. В траве обнаружились и останки, выброшенные из мародерских раскопов. Закончить наши семь раскопов так и не удалось — погибших было просто огромное количество. По закону решение о переносе захоронения или его организации на месте должна принимать местная администрация. Всех «поднятых» после составления протоколов эксгумации, описания работ уложили в огромные гробы и временно захоронили. В центре высоты установили крест, предоставленный священником храма Александра Невского. Будем надеяться, что это остановит мародеров. Теперь, прогуливаясь по улице, вглядываюсь в лица людей, а вижу черепа, смотрю на пробегающего мимо карапуза и вспоминаю, что точно такого же возраста малыш лежал в раскопе №3 с осколком в голове и ножичком в руке. Вижу женщину, гуляющую с коляской, и вспоминаю молодую маму с грудным ребенком на руках из раскопа №5, у которого взрывом оторваны таз и ножки.

Помимо раскопок, в местах боев участниками экспедиции «Вороново» проводилась большая мемориальная работа. В этом году было установлено 10 памятных знаков в местах гибели солдат и офицеров РККА, обнаруженных поисковиками в прошлые годы. Это столб с мемориальной табличкой, где указаны, кто и когда погиб, какой отряд когда нашел бойца. К столбам потянулись тропинки. А это значит, что люди приходят к табличкам и интересуются погибшими.

Всего нашими ребятами из

«9 роты» были найдены останки десяти солдат Красной Армии. Все они с воинскими почестями захоронены на мемориале «Новая Малукса» в Кировском районе Ленинградской области.

Спасибо вам, спонсоры!

Большую помощь и поддержку поисковикам Бижбулякского района оказали администрация района, молодежный центр «Вектор», индивидуальные предприниматели Лидия Тимофеева, Нурислам Киреев, Ринат Ихсанов, Азат Файзуллин, водитель Владимир Кузьменко. Большое вам спасибо, мы с вами делаем очень важное дело — возвращаем домой наших солдат!

Владимир ЧЕРНОВ,

поисковик, учитель истории

средней школы с. Демский.

Фото из личного архива.
Читайте нас: