Что бы ни происходило в семье, свой отпечаток накладывают события, происходящие в стране.
На долю хрупкой, милой, общительной бабушки из Сухоречки Зои Петровой выпало немало жизненных испытаний. Годы коллективизации, война, голод оставили неизгладимый след в ее душе. Как и все ее поколение, она пережила многое, но не потеряла веру в жизнь. Радует, что в нашем окружении есть долгожители, которые стали примером терпения и стойкости.
Родилась Зоя Андреевна в 1922 году в д. Верхние Курмазы в семье Андрея Анисимовича и Анны Сергеевны Петровых, у которых один за другим родились семеро детей. Жили зажиточно, имели крепкое хозяйство, за что однажды и пострадали.
— У нас было много земли, сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, да и обрабатывать было чем — плуг и бороны свои были. Выращивали в огороде фасоль, картофель, капусту и турецкий табак. В своем хозяйстве всегда работали сами, без посторонней помощи, — вспоминает Зоя Андреевна беззаботные детские годы.
На тот момент у Андрея Анисимовича имелось в хозяйстве четыре лошади, две—три коровы, телята, поросята, овцы и домашняя птица — все это на 10 человек. Глава семейства сыновей и дочерей с малых лет приучал к труду. Мастер на все руки, он сам изготавливал грабли, лопаты, серпы, косы. В семье у каждого были свои обязанности. Работать начинали на заре, а заканчивали поздно вечером. Трудом и потом своим обогатилась семья Андрея Петрова.
Андрей Анисимович был настоящим хозяином, наделенным хваткой и неутомимой энергией. Зоя Андреевна со слезами вспоминает отца, с нежностью говорит о сестре, с которой пережили много горя.
— Хоть и жили зажиточно, настоящие ботинки мне купили в десять лет. До сих пор помню это. Отец ездил в Абдулино на базар и привез мне ботиночки на шнурках, а сестре — красивый жилет. Радости не было предела. Вечером вся семья села за стол, старшие тихо обсуждали житейские проблемы и в это время громко постучали в дверь. Пришли какие-то люди в черной одежде. С сестры сняли жилет, с меня ботинки и платье. Нас с Мариной выгнали в амбар, сказали: «Подметайте до единого зернышка». Все тихо плакали, — до мелочей помнит пережитые сложные суровые времена Зоя Андреевна.
В годы коллективизации многих забрали в трудовую армию, и те несли трудовую повинность: строили дороги, заготавливали лес, обрабатывали землю. Андрей Анисимович участвовал в строительстве двухэтажной школы в Бижбуляке.
Со временем добротный дом Петровых стал местом проведения собраний крестьян, на которых обсуждали вопрос о создании колхозов. Приезжие оратороы и местные активисты выступали перед населением. Крестьяне высказывали свои опасения и тревоги. Все это наблюдали дети за печкой.
— Помню, был октябрь 1932 года, за окном шел снег. Пришли активисты с сельсовета, описали все нажитое честным трудом имущество и конфисковали, — с горечью вспоминает она. — Во всей деревне только у нас и дяди Бондаря (брата мамы) была «пятистенка». Их тоже ждала такая же участь.
Семью раскулаченного Андрея Анисимовича просто выбросили на улицу и оставили на произвол судьбы: «Пущай дохнут…»
В это смутное время нашлись и добрые люди: семья переселилась к одной старушке. В маленьком домике жили шестнадцать человек. Хотя жителям деревни строго запрещали им помогать, женщины, пряча под подол, приносили детишкам кувшин молока или другую еду.
— Меня в детстве часто дразнили, что я кулацкая дочь. Когда шла по улице, камнями кидали, в школе учителя упрекали. Знаете, как обидно было. А я ведь училась хорошо, — от таких воспоминаний у нее навернулись слезы.
Зое Петровой помогла преодолеть все трудности вера. Она верила, что не хуже воспитана и образована, чем «вольные» дети. Она верила родителям, что они не «враги народа», а мудрые и трудолюбивые люди.
— Реабилитировали отца в 1936 году. В этом же году из д. Ермолкино привезли и поставили небольшой дом. Брат и сестры работали в колхозе трактористами, а я в тракторном стане была поваром, — продолжает Зоя Андреевна. — Во время уборочной трудилась наравне со всеми. Однажды на лошади возила зерно на склад. В овраге телега опрокинулась. Ну что могла сделать 14-летняя девчонка? Рыдала. В это время проезжал II секретарь райкома. Он и помог мне. Это был Иосиф Агапович Васильев.
Этот добрый человек сыграл большую роль в дальнейшей судьбе молодой девушки. Иосиф Агапович забрал ее в Бижбуляк. Благодаря супругам Васильевым она окончила седьмой класс и устроилась на работу в регистратуру районной больницы.
Медаль «За трудовую доблесть»
После войны ее перевели в инфекционный отдел оспопрививательницей, позже вакцинатором в санэпидемстанцию.
— Тогда в деревнях медпунктов не было, в период вспышки эпидемии мама от одного населенного пункта до другого шла пешком и обходила больных. Иной раз приходилось месяцами бывать в одной деревне. Прочитав в «районке» о знакомых, она вспоминает, что когда-то делала прививки или ночевала у этих людей, — продолжает беседу дочь Зои Андреевны, ветеран педагогического труда Людмила Владимировна. — Хотя и многое пережила на своем веку, и годы берут свое, мама старается не быть обузой. У нее давление скачет, постоянно на таблетках. Сама принимает лекарства, медик же.
— Мы прожили нелегкую жизнь, полную трудностей. Сорок с лишним лет проработала в районной больнице, в годы войны помогали колхозам. За это наградили медалью «За трудовую доблесть», — говорит ветеран тыла и труда, с гордостью показывая трудовую книжку, исписанную отметками о грамотах и благодарностях.
Зоя Андреевна живет с дочерью Людмилой и зятем Анатолием. На выходные и в праздники приезжают внуки и правнуки.