Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса об отношении россиян к реализации национальных проектов.
Пять лет — не предел
Подходит к концу 2023 г., а значит, время подвести промежуточные итоги реализации национальных проектов, запущенных президентом России в 2018 г. Согласно результатам опроса, за последние три года выросли средний уровень знания о нацпроектах и заметность вклада государства в реализацию отдельных направлений по ним. Другими словами, за непродолжительный период времени национальные проекты стали ближе и понятнее большинству россиян, о чем также свидетельствует общественный запрос на продолжение их реализации.
Какие нацпроекты у россиян на слуху?
На сегодняшний день в пятерку самых узнаваемых входят следующие национальные проекты:
«Демография» (77%);
«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (76%);
«Безопасные качественные дороги» (74%);
«Здравоохранение» (73%);
«Образование» (72%).
В целом за последние три года средняя информированность по отдельным мероприятиям нацпроектов выросла с 57% до 62%. Больше всего россияне знают о материнском капитале (98%, +5 п.п. с декабря 2020 г.), диспансеризации населения (92%, +6 п.п.), раздельном сборе и переработке мусора (90%, +1 п.п.), благоустройстве городской среды (89%, +8 п.п.) и расселении аварийного жилья (88%, +4 п.п.).
А есть ли польза?
В оценках вовлеченности государства в различные сферы деятельности при реализации нацпроектов также преобладает позитив. Средний показатель («стали уделять больше внимания») по всем направлениям работы властей с 2020 г. вырос с 35% до 48%. Чаще всего россияне отмечают повышение внимания государства в сферах, обеспечивающих суверенитет России (в том числе технологический): развитие цифровой экономики (73%, +16 п.п.) и внутреннего туризма (66%), а также рост производства российской продукции (66%, +47 п.п.). Более половины опрошенных заметили рост государственного интереса к модернизации транспортной инфраструктуры (60%), качеству и безопасности дорог (59%, +11 п.п.), благоустройству населенных пунктов (55%, +8 п.п.) и состоянию науки (55%, +19 п.п.).
Топ-3 наиболее полезных для российского общества национальных проектов по версии наших сограждан (от числа знающих хотя бы об одном нацпроекте):
«Здравоохранение» (31%);
«Безопасные качественные дороги» (29%);
«Жилье и городская среда» (19%).
Пользу от реализации нацпроекта «Здравоохранение» чаще видит молодежь 18-34 лет (45-37%), россияне с хорошим материальным положением (38%), не имеющие детей (36%), а также проживающие в Центральном федеральном округе (36%).
«Безопасные качественные дороги» чаще звучат в ответах мужчин (35% vs. 25% женщин), представителей старшего поколения 60+ лет (35%), жителей городов с численностью 100-500 тыс. человек (38%), «Жилье и городская среда» — в ответах жителей городов-миллионников (28%) и работников коммерческой сферы (24%).
Национальный проект «Демография» актуален для молодых людей 25-34 лет (20%), с высшим и неоконченным высшим образованием (17%).
Польза от реализации проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» чаще заметна 18-34-летним (25-22%), жителям городов-миллионников (21%) и работникам коммерческой сферы (18%).
Каждый седьмой назвал полезным нацпроект «Демография» (14%), далее следуют «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (13%), «Образование» (12%); каждому десятому видится польза от проектов в спорте, экологии, цифровой экономики, туризма и индустрии гостеприимства и культуры (по 10%). Еще 11% назвали успешными все реализуемые национальные проекты.
Дорожное строительство, доступность здравоохранения и образования
На открытый вопрос о наиболее полезных направлениях работы в течение последних четырех лет содержательно смогли ответить 73% россиян, что говорит об их высокой готовности замечать позитивные преобразования в обществе на фоне реализации национальных проектов. Двумя наиболее часто упоминаемыми нововведениями стали развитие дорожной инфраструктуры, повышение безопасности на дорогах (27%) и изменения в системе здравоохранения — повышение ее доступности, забота о защите здоровья, диспансеризация, повышение качества медицинского обслуживания, переоснащение медицинских учреждений (26%).
В топ-5 наиболее популярных ответов вошли также преобразования в рамках нацпроектов «Образование» («доступность образования / повышение его качества / материально-техническое оснащение образовательных учреждений» — 12%), «Демография» («решение демографических проблем / поддержка материнства и детства / льготы и пособия для детей / материнский капитал» — 10%) и «Культура» («организация мест досуга и отдыха / модернизация объектов культуры / рост числа культурных мероприятий / доступность объектов» — 9%). По 8% назвали также экологические проекты, жилищное строительство (в том числе доступность жилья / реновацию / ипотечное кредитование), цифровизацию государственных услуг и поддержку малого и среднего бизнеса — льготы, дотации, кредиты для предпринимателей и др.
Дальше — больше?
Хотя реализация национальных проектов находит позитивный отклик, очевидно, что предстоит еще немало сделать для повышения уровня благосостояния и качества жизни россиян. С этим солидарны и сами граждане: доля желающих продолжить реализацию национальных проектов в ближайшие пять лет варьируется от 72% до 98%. В число самых необходимых национальных проектов, по версии россиян, вошли следующие:
«Здравоохранение», «Безопасные качественные дороги», «Экология» (по 98%);
«Образование» (97%);
«Жилье и городская среда», «Модернизация транспортной инфраструктуры», «Наука и университеты» (по 94%).
https://contenta.info/federal_campaigns/161/folders/521