В стране с 2020 года в рамках реализации госпрограммы «Развитие энергетики» на метан как топливо переводится огромное количество автомобилей. В Башкирии за эти четыре года переоборудовано 2845 единиц транспортных средств. И если в первый год переоборудовали 464 автомобиля, то в последующие счет пошел уже на тысячу и более. По предварительным данным, выделяемые на эти цели 89,3 млн рублей позволят переоборудовать еще порядка 1,3 тыс. автомобилей.
В рамках программы по переводу транспортных средств на КПГ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются субсидии в размере до двух третей от общей стоимости работ по переоборудованию автомобиля. К примеру, для легкового автомобиля сумма субсидии составляет до 75 тыс. рублей (в зависимости от массы автомобиля), для легкового грузового транспорта типа «Газель» — до 86 тыс. рублей, для автобусов и грузовых автомобилей — до
360 тыс. рублей. Кроме того, для владельцев таких авто транспортный налог снижен на 50 процентов.
Александр Клебанов подчеркнул, что республика направила в минэнергетики страны заявку на предоставление в ближайшие три года бюджетных ассигнований из федерального бюджета — от 78 млн до 83 млн рублей. По его словам, уже подано 20 заявок на 135 единиц транспортных средств разного типа на общую сумму субсидий более 15,4 млн рублей. В ноябре от пунктов по переоборудованию ожидаются заявки еще на сумму более 70 млн рублей.
Перевозчики также приобретают автобусы, уже работающие на газомоторном топливе. За последние четыре года за счет средств бюджета республики приобретено 330 автобусов марки «Нефаз», работающих на компримированном природном газе. Причем закупка идет с опережением графика. К примеру, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году закупили 35 автобусов, которые планировалось поставить только в текущем году. В этом году получено 50 автобусов большого класса, работающих на газомоторном топливе, хотя приобрести их планировалось в следующем году.
Из 1560 автобусов «Башавторанса» 456 уже работают на КПГ — это почти треть автопарка. Кроме того, 142 пассажирских автобуса частных перевозчиков также работают на газомоторном топливе. Таким образом, практически 600 автобусов на территории республики применяют метан. Существует еще и инвестпроект, по которому намечена закупка более 150 таких автобусов большого класса для передачи их в лизинг и организации пассажирских перевозок.
На сегодня в регионе есть 51 газовая заправка. До конца года должны ввести еще десять, и такое же количество предусмотрено построить на следующий год. «Мы находимся на втором месте в стране по количеству АГНКС», — сообщил вице-премьер Александр Шельдяев.
Между тем глава республики Радий Хабиров поручил предоставить на ближайших оперативках в правительстве подробный анализ того, как идут дела по переводу транспорта на КПГ по муниципалитетам. «Составьте такой рейтинг по районам. Мы строим газовые заправочные станции, но должны иметь представление, кто бездействует и будут ли они, эти станции, загружены работой, — сказал он. — Кроме того, нужно идти дальше и рассмотреть тему с электротранспортом. Многие до сих пор не знают, какое положение сложилось на этом рынке, в каком направлении развивается ситуация».