Подписывайся на нас в Телеграм-канале
Все новости
Общие статьи
25 Сентября 2018, 12:09

Смартфон не круче знаний

Объявят ли школы войну гаджетам?

Несколько лет назад в обществе активно велись дискуссии на тему «нужны ли подросткам гаджеты». Однако в последнее время эти бурные споры сменили обсуждения типа «сколько часов можно играть на планшете четырехлетнему?». Неудивительно. Ведь если еще десятилетие назад далеко не каждый подросток мог похвастаться айпадом или смартфоном, то нынче в порядке вещей детсадовец, уверенно тыкающий в кнопки дорогого устройства и скачивающий игры из интернета.


Враг не пройдёт

Похоже, битва с гаджетами проиграна, а попытки полностью оградить подрастающее поколение от тлетворного увлечения окончились поражением родителей и педагогов. Но все еще остается надежда хоть немного подвинуть все эти электронные пожиратели времени, освободив место в головах современных детей для других занятий. Для учебы, например.

Идея законодательно изгнать гаджеты из стен учебных заведений давно уже витает в воздухе. Наши чиновники то и дело берутся продвигать ее в массы в различных вариантах, начиная со сдачи смартфонов учителю перед каждым уроком и заканчивая жестким запретом на пронос электронных устройств в здание школы. Вдохновляет их, судя по всему, опыт других развитых стран.

Во Франции, например, в целях борьбы с зависимостью детей от гаджетов в этом году был принят закон, запрещающий использование мобильных телефонов в младшей и средней школе. Французские учителя получили право отбирать у своих подопечных гаджеты не только на уроках, но и на переменах. Такие же жесткие меры действуют в некоторых штатах США. А в Японии ученикам до шестого класса запрещено даже приносить мобильники в учебные заведения, а уж тем более пользоваться.

В 2016 году за подобные нововведения ратовал Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов, а после за дело взялась министр просвещения РФ Ольга Васильева. Недавно на общероссийском родительском собрании она заявила о том, что мобильные телефоны в учебном процессе лишь мешают, и министерство просвещения будет поощрять школы, вводящие запрет на их использование. Казалось бы, родители, большинство из которых непрестанно жалуется на своих уткнувшихся в экраны чад, должны быть довольны. Не дождетесь.


Ни минуты без связи?

— Этим чиновникам лишь бы что-нибудь запретить, — привычно возмутилась часть родителей — если верить опросам, примерно половина. — Пусть учителя лучше свой предмет интереснее преподают, а то наши бедные детки на уроках вынуждены от скуки в гаджеты таращиться.

Многие считают: в наше неспокойное время, когда страна периодически содрогается от новостей то о пожарах, то о маньяках, то о нападениях на одноклассников неадекватных подростков с оружием, нельзя быть уверенным в безопасности ребенка даже в стенах школы. Поэтому ни в коем случае нельзя лишать детей средств связи с родителями, безопасность — в приоритете. А с дисциплиной пусть учителя сами разбираются. Неудивительно, что и мнения педагогов разделились.

— Хотят как лучше, а выйдет как всегда: на педагогов просто взвалят дополнительную нагрузку, — уверена Татьяна Иванова, учитель начальных классов. — Обяжут выслеживать нарушителей, изымать смартфоны, а потом следить за их сохранностью — иные гаджеты современных школьников стоят больше, чем моя зарплата. А учить-то когда будем?

Тем временем на местах этот вопрос пока решается по-разному: бывает, что все разрешено, где-то запрет на использование гаджетов прописан в уставе школы, а где-то им объявляют войну отдельно взятые педагоги в пределах подопечных классов.

Последнее иногда приводит к неожиданным результатам. Пару лет назад в одной из уфимских школ предприимчивые детки умудрились на таком запрете подзаработать. Они воспользовались тем, что гаджеты были запрещены волевым решением педагогов лишь в некоторых классах из параллели, и на переменах за небольшую плату сдавали свои планшеты напрокат тем, кому не повезло. Правда вышла наружу в родительском чате, когда озабоченные взрослые решили обсудить растущие финансовые запросы своих чад — те стали чаще просить карманные деньги.


Можно только с кнопками

Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов, успевший прославиться предложениями отменить домашние задания, ввести слежку учителей за учениками в соцсетях, а учебники и тетради заменить на планшеты, на днях обратился к министру просвещения Ольге Васильевой с новой инициативой. На этот раз ему пришло в голову запретить детям использовать в школах гаджеты, которые стоят более пяти тысяч рублей.

— Идея вроде бы неплохая, — сомневается Арина, мама двоих школьниц. — Вот только кто и как будет оценивать стоимость техники, непонятно. Обяжут чеки приносить? А если купили подержанный гаджет с рук по дешевке, или он перешел ребенку от родителей, как нередко бывает?

По мнению депутата, дорогая техника подчеркивает социальное расслоение в обществе, поэтому необходимо лишить школьников возможности мериться «крутизной» смартфонов и планшетов, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным. А чтобы быть на связи с родителями, достаточно и самого дешевого телефона.

Проблема эта не надумана, и столкнуться с ней в современных школах можно уже с первого класса. Подруга рассказала: соученики ее сына сразу же разделились на тех, кто может сфотографировать записанное на доске домашнее задание на телефон, и тех, кто вынужден переписывать его «по старинке» на бумагу. Причем от первых — счастливых обладателей смартфонов с функцией фотоаппарата — в адрес вторых нередко звучало неподобающее первоклассникам слово «лохи». К счастью, учительница это дело быстро пресекла, перейдя на запись домашних заданий под диктовку.

Внешний вид школьников уже худо-бедно привели к общему знаменателю, введя школьную форму. Теперь, похоже, такая же уравниловка грозит и гаджетам. И снова около половины родителей против. А точнее, они не видят в этом смысла.

— Даже в советское время кто-то из школьников все равно выделялся: модной курткой, заграничной ручкой, какими-то вещами, которые трудно достать, — вспоминает пожилая соседка. — А ведь дети — просто отражение своих родителей. Если в семье принято подчеркивать ценность и престижность вещей, то и ребенок всегда найдет, чем похвастаться или чему позавидовать.

Но ведь смартфон — это не только понты и дурацкие игры, отвлекающие от учебного процесса. Более дорогие и продвинутые модели телефонов отличаются от дешевых и устаревших количеством функций, объемом памяти, мощностью аккумулятора. А многие родители жалуются: взяли ребенку смартфон подешевле, а у него зарядки еле-еле до конца дня хватает. Первоклашке, которого родители встречают и провожают, может, и примитивной кнопочной «звонилки» достаточно. Но как быть с детьми постарше?

— Мой сын ездит в школу и в бассейн на автобусе, поэтому его смартфон нужен в первую очередь нам, родителям, — заверяет Гульфия, мама пятиклассника. — Чтобы не волноваться, мы установили на него приложение, отслеживающее местоположение ребенка. Дети ведь забывают звонить и сообщать, где они находятся.

А вот восьмиклассник Ильнур, которого родители дорогими покупками не балуют, все лето проработал у брата в магазине и сам купил себе модный смартфон за 15 тысяч рублей. И сейчас с гордостью показывает честно заработанное приобретение одноклассникам. Некоторые из них завидуют и… уже строят планы на будущее лето. Может, не во всех случаях с «понтами» стоит бороться?


Это интересно

ПО ОДЁЖКЕ БОЛЬШЕ НЕ ВСТРЕЧАЮТ?

Группа ученых из Национального университета Сингапура провела серию экспериментов и пришла к выводам: люди предпочитают знакомиться и общаться с теми, у кого нет атрибутов высокого социального статуса (дорогих автомобилей и гаджетов, драгоценностей, брендовой одежды). Но сами они при этом считают, что статусные вещи придают им дополнительную привлекательность в глазах знакомых. Такое явление ученые назвали «парадоксом статусного сигнала».
Читайте нас в