1950 год. Середина апреля, время весенних заморозков. Вечером со станции Абдулино шагает по дороге солдат в кирзовых сапогах, черной флотской шинели, на голове солдатская фуражка, в одной руке чемодан, а на спине — вещмешок.
Солдату этот путь знаком. По этой дороге он еще до войны на лошадях с парнями возил зерно на Абдулинский элеватор. В соседней русской деревне пас стадо, а также на бричках неоднократно сопровождал призванных на фронт бойцов.
Долго шагать одному не пришлось, его догнала юная девушка. Они разговорились. Девушка работала в столовой на станции Абдулино, смена закончилась, завтра выходной, поэтому шла домой проведать маму и сестер. Солнце уже садилось. Дошли до мордовской деревни Егоровка, она оказалась отсюда родом. Девушка говорит солдату: «Дядя, тебе еще далеко до своей деревни, зайди к нам, место ночевать найдется».
Зашли в дом, где жили мать девушки и две ее сестры, которые работали в местном колхозе. Глава семьи пропал без вести в ожесточенных боях под Сталинградом. Хозяйка ставит самовар, угощения. Она начала расспрашивать, откуда идет солдат, где воевал. Молодой солдат рассказал, что родился в 1925 году, его мама умерла еще в 1934 году, оставив четверых детей сиротами, а отец женился на другой. Пережил с мачехой много бед. До начала войны с родственниками пас стадо за еду в соседних русских деревнях. Об отце он знал только то, что был призван на фронт в 1942 году и пропал без вести в боях на Курской дуге летом 1943 года. В августе 1943 года Нигъматбай Хайруллин был призван в армию (ему тогда было всего 18 лет), проходил учебу в воинской части на станции Алкино под Уфой, затем в январе 1944 года впервые вступил в бой в составе Волховского фронта, участвовал в ожесточенных боях при прорыве блокады Ленинграда. В составе III Украинского фронта участвовал в освобождении южной Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии от немецких захватчиков, внес вклад в разгром противника в Ясско-Кишиневской операции. Великую Победу встретил на посту в столице Австрии в Вене.
Хоть война на западе и закончилась, но вернуться домой солдату сразу не довелось. Охранял границу Западной Украины, стратегический мост через реку Тису, военные объекты, базы в городах Мукачево, Ужгород. Он рассказал, что на смену пришло мало молодых солдат. Позже узнал, что в послевоенные голодные годы от болезни крови умерли его сестры, в селе остались только пожилая мачеха и брат.
После ужина и разговоров за столом боец вместе с дочерьми хозяйки пошел в местный клуб, пообщался с молодежью.
— Тебя в родном селе, видимо, никто не ждет, оставайся с нами, у меня три дочери, — намекнула мать девушек за завтраком, позвав своих дочерей. — Вот, выбирай, женись на одной из них, будешь мне зятем, — сказала она. Солдат, оторопев от такого предложения, на некоторое время растерялся, но все же взял себя в руки.
На следующий день солдат отправился в путь. К обеду дошел до родного Каныкаево. Сразу же пошел работать в колхоз, вскоре женился. После начала уборочных работ устроился в Аитовскую МТС помощником тракториста. По окончании жатвы его направили учиться на курсы трактористов в Белебей. Проучившись всю зиму и получив удостоверение тракториста, перед началом весенних полевых работ ему доверили новый трактор ДТ-54. Трактористы с начала весеннего сева и до окончания осенних уборочных работ почти не приходили домой, ночевали в полевых станах. Несмотря на завершение полевых работ, работы в колхозе не заканчивались, всю зиму приходилось возить груз на станцию Приютово, в Белебей и обратно. Дороги были в очень плохом состоянии, на одну поездку уходило семь—десять дней.
Вскоре в стране началось освоение целинных земель. Бывший воин участвовал в освоении целины не только в своем селе, но и в соседних селах, даже в Оренбургской области. К боевым наградам добавилась медаль «За освоение целинных земель». Опытный механизатор обучал юношей секретам работы на технике, был наставником молодых. Добросовестного работника приняли в ряды КПСС. В 1960-е годы МТСы были расформированы, техника распределена по колхозам и совхозам. В местном колхозе «Марс» он работал на тракторе ДТ-54, МТЗ-50. Из-за проблем со здоровьем в начале семидесятых годов пришлось оставить профессию механизатора и перейти в животноводство. В этой должности проработал до 1985 года, до выхода на заслуженный отдых. Нигъматбай Давлетбаевич с супругой Юмабикой подарили жизнь семерым детям, построили три дома, поставили детей на ноги. Он проводил в последний путь жену и одного сына, но радостные мгновения не обошли его жизнь стороной — он радовался не только внукам, но и правнукам.
В ноябре 2001 года в возрасте 76 лет участник Великой Отечественной войны ушел из жизни. В построенном им доме сегодня живут сын Фагим, невестка Светлана и внуки.
Фагим ХАЙРУЛЛИН,
с. Каныкаево.
Фото из семейного архива.
#Победа80